Екатерина Кирьянова
План групповой консультации в старшей группе «Воспитание усидчивости» для детей 5–6 лет
▼ Скачать
План групповой консультации в старшей группе
Тема: «Воспитание усидчивости»
Цель:информирование родителей о формировании усидчивости у дошкольников 5-6 лет.
Публикация «План групповой консультации в старшей группе „Воспитание усидчивости“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Ребёнку 5-6 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок не рождается внимательным и усидчивым, эти качества необходимо в нём развивать с самого раннего детства. Ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение десяти-пятнадцати минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребёнка.
Неусидчивый ребенок зачастую доставляет много хлопот своим родителям. Такой ребенок не может долго сидеть и заниматься одним делом. Часто он бросает свои игры и занятия так и не доделав их до конца и уже готов браться за новые.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза. Ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.
Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа).
Что такое усидчивость
Внимание и усидчивость тесно связаны друг с другом. Если ребёнок внимательный, то он может кропотливо заниматься одним делом. Если ребёнок усидчивый, то его внимание всегда будет собрано и не станет рассеиваться на посторонние вещи.
Усидчивость представляет собой способность саморегуляции и самоконтроля. Усидчивость не является врождённым качеством, она формируется в течение жизни. Усидчивый ребёнок обладает хорошим вниманием, он всегда выполняет начатое дело до конца и не бросает его на полпути. Неусидчивость характерна для дошкольного возраста, но есть дети, у которых неусидчивость можно назвать хронической.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.
Причины неусидчивости
Во-первых, это потеря интереса к предмету, игре. Например, ребёнок собирал конструктор, ему надоело, он бросил это дело и начал играть в машинки. Если ребёнок полностью потерял интерес к игре, то как бы вы его не уговаривали, он не будет играть в неё дальше.
Во-вторых, это неврологические заболевания. Если ваш ребёнок словно вечный двигатель, то это не всегда хорошо. Возможно, что причина такой хронической неусидчивости кроется в заболевании. Особенно стоит насторожиться, если ребёнок плохо спит, ни на минуту не может успокоиться и спокойно посидеть на диване, посмотреть мультик, если он постоянно что-то крутит, вертит, куда-то лезет, бежит. В таком случае не стоит откладывать визит к психологу и невропатологу, потому что такая неусидчивость нуждается в лечении и коррекции. По крайней мере, специалисты дадут точный ответ, что является причиной неусидчивости – заболевание или особенность темперамента ребёнка.
В-третьих, неусидчивость может быть вызвана неуверенностью в себе. Например, ребёнок однажды неудачно выполнил какое-то дело, и чтобы в дальнейшем вновь с ним не сталкиваться, он будет убегать от него, заранее предполагая, что у него опять ничего не получится. Такой страх неудачи может появиться вследствие недостаточной похвалы и поддержки со стороны родителей.
Как развивать усидчивость
Если вы регулярно, а не время от времени, развиваете в ребёнке усидчивость, то одновременно с нею развивается память, внимание и интеллектуальные способности. Ребёнок начинает лучше запоминать, учится анализировать, выделять главное. Развивать в ребёнке усидчивость не так уж и сложно, главное - делать это постоянно, учитывая при этом, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Дальнейшие рекомендации вам в этом помогут.
Соблюдение режима дня и выполнение одного и того же действия в определенное время.
Больше разговаривать с ребенком, объяснять непонятное, показывать что-то.
Во время занятия или игры нужно выключить телевизор и оградить ребенка от посторонних шумов, которые могут помешать вашему ребенку.
Воспитывать усидчивость хорошо помогают такие виды деятельности как конструирование, лепка, аппликация, рисование, а также можно комбинировать - изо, лепка и т. д.
Необходимо следить, чтобы ребенок научился доводить начатое дело до конца, а если ребенок переутомился, то допустимо сделать перерыв, чтобы восстановить силы, но потом обязательно вернуться к незаконченному занятию.
Приучайте ребенка убирать свои игрушки.
Хвалите ребенка за успехи.
К концу дошкольного возраста ребёнок уже может в некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает приобретать характер произвольности. Это является одной из составляющих готовности ребёнка к обучению в школе. Станьте для своего ребёнка старшим другом, наставником, чаще играйте с ним в полезные, развивающие игры, и тогда он с вашей помощью превратится из маленького несмышлёныша в любознательного, внимательного и усидчивого ученика.
Примеры дидактических игр на развитие внимания дошкольников:
I. Развитие зрительного внимания
1. «Сделай как у меня» : ребёнокдолжен выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т. п.
2. «Расставь как было» (например, игрушки)
3. «Дорисуй»
4. «Найди отличия»
5. «Кто спрятался?» (взрослый раскладывает на столе 10 картинок с животными, затем убирает 3 - 4 картинки)
6. «Срисовывание по клеточкам»
7. «Найди лишнее» (карточка с изображением 6 – 7 предметов)
II. Развитие слухового внимания
1. «Что звучало?»
2. «Повтори за мной»
3. «Слова» (взрослый чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности)
4. «Расскажи как было» (по сюжетной картинке)
5. «Кто это?» (загадки в стихах)
III. Развитие моторно-двигательного внимания
1. «Съедобное – несъедобное»
2. «Летает, прыгает, плавает» (взрослый показывает картинки животных, птиц, насекомых и т. д., а ребенку нужно без слов показать какие движения они умеют делать)
4. «Зимующие и перелётные птицы» (взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, ребенку даё тся команда:«Хлопнуть в ладоши, если птица – перелётная, если зимующая – руки опустить»)
5. «Овощи и фрукты» (взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, ребенку даё тся команда:«Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта»)
6. «Запретное движение» (взрослый показывает движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами, включая и запретное).