Татьяна Никитина
Конспект занятия по наблюдению за воздухом «Пятый океан»
▼ Скачать + Заказать документы
Пятый океан
Цель. Систематизировать представление о воздухе; развивать способность делать умозаключения, сравнить, анализировать, классифицировать; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Предварительная работа. Наблюдение за воздухом, дидактическая игра «Живое и Неживое», опыты и эксперименты с воздухом, водой, снегом, изучение правил безопасного поведения при проведении опытов, изготовлении продуктивной деятельности бумажных лодочек.
Публикация «Конспект занятия по наблюдению за воздухом „Пятый океан“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
Материал. Глобус, стаканы, бумага, микроскоп, тазы с водой, бумажные лодочки, цветные, карандаши, баночки для фитобара; картинки с изображением живых и неживых объектов; лимон, апельсин, чеснок (дольки).
Воспитатель. (Показывает детям глобус)
Что это?
Дети. Глобус.
Воспитатель. Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Дети. Реки, моря, океаны.
Воспитатель. Назовите океаны которые вы знаете?
Дети. Северный ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.
Воспитатель. Сколько их всего?
Дети. Четыре.
Воспитатель. Знаете ли вы что многие учёные считают, Что океанов у нас на планете пять, причём люди живут на дне этого пятого океана, и мы с вами тоже? Как вы думаете, что это за пятый океан?
Если дети затрудняются с ответом, им предлагают загадку о воздухе; если дети её отгадывают то воспитатель хвалит детей и переходит к следующему опыту.
Загадка о воздухе.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем.
Такой большой, что занимает весь мир!
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Ответы.
Воспитатель. Молодцы! Догадались! Это воздух. И нас он тоже окружает. Он очень важен в нашей жизни. У нас в группе есть книги или альбом о воздухе.
Дети. Нет!
Воспитатель. Да, о воде есть, о земле есть, а о воздухе нет. Давайте создадим свой альбом о воздухе! А когда вы пойдёте в школу мы подарим старшей группе этот альбом, И они благодаря ему узнать много нового.
Ответы детей.
Воспитатель. Но сначала вспомним всё, о чём надо рассказать о этом альбоме. Как вы думаете, с воздухом можно поиграть? (Предположение детей). Давайте попробуем! Поймаем воздух ладонями! (Дети пробуют) Ну как? Кто-то смог поймать воздух?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему вы не смогли это сделать?
Дети. Потому что мы его не видим.
Воспитатель. Да, он не видимый, но он оп всюду. Зачем воздух нам нужен?
Дети. Воздух нужен нам, чтобы дышать.
Воспитатель. Тосно нужен? Ну-ка проверим! Закройте рот, зажмите пальцами нос и пробуйте не дышать, пока я досчитаю до трёх. Раз, два, три! Ну как трудно было дышать?
Дети. Да.
Воспитатель. Кому ещё нужен воздух чтобы дышать?
Дети. Всем людям, животным, птицам, насекомым, рыбам, растеням.
Воспитатель. Как одним словом называется всё, то что вы перечислили?
Дети. Это всё живое.
Воспитатель. Каму не нужен воздух?
Дети. Игрушкам, домам, мебели и т. д.
Воспитатель. Вот у меня тут картинки. Возьмите красный и синий карандаши и обведите красным кружком живые объекты, который нужен воздух, а синим кружком – не живые объекты, которым воздух не нужен. После окончания работы выберите себе пару и проверти друг друга, правильно ли вы сделали.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы, справились заданием! Я вам приготовила стаканчики. Они пустые? Загляните в них.
Дети. Да, они пустые.
Воспитатель. А я знаю, что они полные. Чем они наполнены, как вы думаете?
Дети. Воздухом.
Воспитатель. Ну конечно, воздухом! Молодцы! Знаете, что будет, если мы нальём в стакан воды, и накроем его бумагой и перевернём? Вода вытечет? (Ответы) Давайте проверим? Поставим опыт? Только сначала вспомним правило безопасного поведения при приготовлении опытов.
Дети. Не толкай соседа во время работы! Смотри внимательно за воспитателем и повторяй за ним; По окончанию опыта не забудь положить всё на место!
Воспитатель. (Выполняет, комментирует, дети повторяют за ним). Очень хорошо! Мы готовы! Берём наши стаканчики. Наливаем в них воду, накрываем и переворачиваем. Вода вытекла? Почему? Кто её не выпустил?
Дети. Вода не вытекла, её не выпустил воздух, атмосферное давление воздуха!
Воспитатель. Молодцы что вспомнили о том, Каким сильным может быть атмосферное давление воздуха! Вода завёт нас отдохнуть!
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело (Переливают воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (Засучиваем рукава)
Пролив воду – не беду (Руки на пояс качаем головой)
Тряпка под рукой всегда (Показывают руки, соединенные ребром)
Фартук – друг. Он нам помог (Проводят ладонями от шеи до колен)
И некто здесь не промок (Руки на пояс, поворачиваем голову в стороны)
Ты работу завершил? Всё на место положил? (Шагаем на месте)
Воспитатель. Смотрите, что у меня?
Дети. Микроскоп.
Воспитатель. Да, вы сказали, растения тоже дышат воздухом, и мне стало интересно, где же у них нос? (Смотрит в микроскоп и по очереди даёт смотреть детям) Вы видите, Чем они дышат?
Дети. На листочках есть не большие отверстия: Это черезних растения дышат.
Воспитатель. Теперь я вспомнила. Как называется быстрое и сильное движение воздуха, вы помните?
Дети. Ветер.
Воспитатель. Верно! Теперь я превращаю вас в ветры! Возьмите каждый по бумажной лодочке, опустите их тазы с водой и слегка подуйте на лодочки (дуют, а теперь подуйте на лодочки сильнее (дуют). Как изменилась скорость движения лодочек, Когда ветер стал сильнее?
Дети. Она увеличилась.
Воспитатель. Что бывает с настающими лодочками на воде, если ветер очень сильный?
Дети. Они тонут.
Воспитатель. Да, сильный ветер очень опасен, в это время лучше не плавать по воде. Вам понравилось играть с воздухом? (Ответы)
Воспитатель. Воздух может и ещё кое-что. Закройте глаза! (Достанет Поочередно лимон, апельсин и чеснок и держит на небольшом расстояние от детей) Какие запахи вы почувствовали?
Дети. Пахнет лимоном,апельсином, чесноком.
Воспитатель. Как же вы почувствовали запах, если я держу эти продукты на расстоянии от вас?
Дети. Это ветер до нёс до нас эти запахи!
Воспитатель. Да, это свойства воздуха Хорошо использовать для профилактики гриппа: чеснок чистят, кладут на тарелку, его запах распространяется, и такой воздух защищает находящихся в этом помещении от болезни. А сейчас воздух нам предлагает по играть с нами в прядки. Возьмите чистые листочки, нарисуйте те предметы, в которые можно спрятаться воздуху, и по окончанию сложите свои рисунки на стол и приготовитесь рассказать, что кто нарисовал.
Дети рисуют воздушные шары спасательные круги, надувные матрасы, складывают рисунки на стол и по очереди рассказывает, сто кто нарисовал.
Воспитатель. Вот как много мы сегодня вспомнили воздухе! Как вы думаете, достаточно нам материала для альбома? (Ответы) Дома с родителями поищите книги, картинки, фильмы о воздухе и принесите для нашего альбома. А сегодня вы молодцы!