Смолянинова Лариса Ивановна
Конспект занятия по экологии «Опыты с воздухом и водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 – центр развития ребёнка»
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность.
(опыты с воздухом и водой)»
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
Подготовили:
воспитатель первой квалификационной категории
Смолянинова Л. И.
Цели и задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологии „Опыты с воздухом и водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Оборудование: Воздушные шары, вертушка, кораблик с парусом, трубочки, пакеты, мяч, апельсиновая корка, долька чеснока. Капли воды (вырезанные из картона, три ёмкости для опыта, воронка.
Ход занятия
Воспитатель: Дети давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?
Дети: Экспериментировали, проводили различные опыты с водой, воздухом, узнавали что-то новое.
Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей?
Дети: Да!
Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха и воды, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого.
Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику)
. Воспитатель: Воздух невидим, но его можно обнаружить:
Дети: - надуть воздушный шарик (показ)
- подуть на полоску бумаги (показ)
Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам! (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия.
Воспитатель : Воздух есть внутри людей и это можно доказать!
- возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ, посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.
Воспитатель: Откуда он взялся?
Ребё нок: Он находился внутри нас!
Ребё нок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ)
Ребё нок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать.
Воспитатель: Как?
-Дети пакетом ловят воздух.
Ребё нок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ).
Воспитатель: Правильно, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу).
Воспитатель: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет.
Воспитатель : Возьмем корочку апельсина и помнем её. Чем пахнет?
Дети : Апельсином.
Воспитатель : А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?
Дети : Чесноком.
Дети: Запах передаётся по воздуху
Воспитатель: Это свойство воздуха тоже доказано.
- Ребята, давайте пройдем по группе и определим, где живет вода, и какую приносят пользу. А отмечать мы будем красивыми капельками из бумаги.
(Дети идут по группе делают остановки)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку)
Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку)
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку)
У стола, на котором стоит графин с водой : вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
- Вот, сколько в нашей группе живёт капелек, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.
4. Физкультминутка
«Рыбки весело плескались
В тёплой, солнечной воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке!»
(движения выполняются под музыкальное сопровождение)
Воспитатель: исследователи проведем эксперимент «Как воду сделать чистой»
- Вода из большой реки течёт по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома - эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
- Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: - Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
Воспитатель: - Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
Дети: - Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
Воспитатель: - Сейчас мы все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё листок специальной бумаги и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Дети: -Вода стала чистой.
Воспитатель: - А что стало с нашей бумагой?
Дети: - Она стала грязной.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
Дети: - В чистой.
И так подведём итог.
Воздухом дышат люди, животные и растения
Воздух - невидимка.
Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись.
Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы.
Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а у воздуха цвета нет.
Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по разному.
Воду надо беречь, она должна быть чистой.
Вода нужна людям, животным, рыбам, растениям.
Воспитатель:
Уважаемые исследователи! Мы теперь знаем, что такое воздух и вода. Наши опыты показали, что с ним происходит в разных ситуациях.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.