Любовь Хохлова
Конспект занятия «Эксперименты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Познавательное развитие: Закрепить представление о видах веществ (твердое, жидкое, газообразное)
Сформировать представление о воздухе и его свойствах, значении газов, входящих в его состав для жизни человека и других живых организмов.
Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Речевое развитие: развитие речи как средства общения.
Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Публикация «Конспект занятия „Эксперименты с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие: закрепление норм поведения принятых в обществе, уважительного отношения к знаниям, труду взрослых.
Художественно-эстетическое развитие: продолжать формировать эстетическое отношение к миру.
Ход.
Вещества могут находиться в трех видах твердом, жидком, газообразном.
Предметы (камень, деревяшка, вода, аромат апельсина или духов)
Самый распространённый газ –это воздух. Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение.
Эксперимент №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.
Оборудование:
1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.
2. Мелкие игрушки.
Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Эксперимент № 2 «Движение воздуха»
Цель : доказать, что воздух движется
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор, веер,сквозняк) .
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение) .
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, что он движется
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется) .
Вывод: Воздух движется.
Эксперимент №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Эксперимент №4 Воздух может перемещаться
Цель: Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.
Оборудование:
1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).
2. Сдутый воздушный шарик.
3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.
Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.
Вывод: Воздух может перемещаться.
Эксперимент №5. Воздух содержится в различных предметах
Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Оборудование:
1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
2. Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
3. Стеклянная кастрюля с водой.
4. Губка, ластик, хлеб, тесто.
Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Аналогичный опыт с хлебом и тестом.
Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах, однако в различных предметах разное количество воздуха, его количество зависит от пористости материала.
Эксперимент № 6: Что делает тесто в печенье пористым.
Цель: доказать, что пузырьки углекислого газа делают тесто легким, пористым.
В отличии от пресного теста в печенье добавляют соду и уксус, при взаимодействии которых выделяется углекислый газ, пузырьки которого и делают тесто пористым.
Ход эксперимента
Насыпаем чайную ложку соды внутрь воздушного шарика. Наливаем уксус в бутылку. Надеваем шарик на горлышко бутылки и высыпаем содержимое шарика в бутылку. При добавлении соды в уксус (гашение соды) выделяется углекислый газ CO2, который и наполняет воздушный шарик
Благодаря пузырькам углекислого газа тесто становится пористым, воздушным.
Вывод. Воздух-это невидимый газ, имеющий объем, который мы вдыхаем и выдыхаем, он может перемещаться, содержится в различных предметах, а углекислый газ входящий в его состав и выдыхаемый живыми организмами при дыхании, делает тесто рыхлым воздушным.
Эксперимент №7 Теплый воздух при охлаждении уменьшается в объеме.
Оборудование
воздушный шарик
вода
стеклянная банка
чайник с горячей водой
Опыт.
Наливаем воду в воздушный шарик на столько, что бы шарик не смог проникнуть в горлышко трехлитровой банки.
Кипятим в чайнике воду.
Наливаем горячую воду в трехлитровую банку.
После того, как стенки банки прогрелись выливаем воду из банки.
Помещаем шарик с водой на горлышко банки.
Наблюдаем, как шарик сам проникнет в банку.
Горячая вода нагревает стенки сосуда, а от них нагревается воздух внутри банки, при этом он увеличивается в объеме. Положив шарик на горлышко банки, мы, тем самым, перекрываем вход-выход молекул и создаем постоянный объем внутри емкости. Далее при уменьшении температуры уменьшатся объем воздуха. Поэтому шарик втягивается в банку.
Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Выводы. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем, воздух может перемещаться, воздух содержится в различных предметах, пузырьки СО2, входящего в состав воздуха, делают тесто пористым, теплый воздух при охлаждении уменьшается в объеме.