Александра Лиман
Пять направлений песочной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО педагог должен вовлечь детей в разные формы деятельности, вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания.
Так же ФГОС дает ориентировку на разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Публикация «Пять направлений песочной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Любой из используемых в образовании материалов должен соответствовать определё нным требованиям: безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность использования. Песок отвечает всем этим требованиям.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
- усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- развивается тактильная чувствительность и моторика;
- интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь;
- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Хочу познакомить Вас с проделанной мной работой в данном направлении в течение учебного года. Причем все свои игры-занятия, проекты я разделила на пять направлений, так как в соответствии с ФГОС ДО педагог должен обеспечить развитие личности, и способности детей в различных видах деятельности охватив определенные направления (образовательные области) :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Организуя развивающие игры-занятия, я стремились соблюдать важные принципы:
- безопасности: во главу поставлен ребенок и забота о его здоровье;
- добровольность, ребенок играет по своему желанию;
- взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры. Однако активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка;
- принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
- "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- сочетание научности и доступности материала;
- характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.
1. Социально-коммуникативное развитие:
• Способствует развитию игровой деятельности
• Умению взаимодействовать со сверстниками
• Приобщению к правилам безопасного поведения
• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).
• Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.
Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей с песочным латком. Песок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.
Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
2. Познавательное развитие:
• Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.
• Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
• Способствует формированию целостной картины мира.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Поэтому мной был создан исследовательский проект «Песочные загадки». Который впоследствии занял второе место в городском конкурсе «Я исследователь». Один из самых эффективных способов это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, первооткрывателями. Опыты с песком вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
Целью нашего проекта было ознакомление старших дошкольников со свойствами песка, значением его в жизни живых существ и человека.
Ежедневно на прогулке дети играют с песком. Почему им нравится играть с песком? Как он появляется. Где можно встретить его? Из чего он состоит? Какими свойствами обладает песок? Где используется песок?
Этот проект был интересен не только детям, но и взрослым мы выяснили много познавательного о песке. Оказывается, в природе песок может быть : зелёный, чёрный, розовый, красный, белый и т. д. Из песка делают стекло и контактные линзы. Изучая информацию о пустынях, мы узнали, что в Америке существует уникальная гипсовая пустыня над которой ни когда не идёт дождь. При проведении опытов мы выяснили, что при добавлении в песок определённого спрея можно поменять природные свойства песка. Он остаётся сухой после погружения в воду.
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им, упорядочивать и систематизировать полученную информацию.
В процессе постижения новых знаний у детей развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.
3. Речевое развитие:
• Способствует развитию связной речи
• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
• Способствует обогащению словаря
Здесь в своей работе я использую песочные постановки сказок. Рассказывание сказок, используя рисунки на подносе, различные действия с предметами (мелкие игрушки, природный материал). Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их, таким образом, в процесс рассказывания, фантазирования.
4. Художественно-эстетическое развитие:
• Развивает воображение
• Формирует эстетический вкус
• Развивает художественные способности, чувство ритма.
Первоначально это конечно рисование песком, можно предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом. В своей практике я использую так же рисование воронками. Рисование цветным песком по средствам трафаретов и разнообразных сосудов.
Аппликации. Изготовление всевозможных поделок. Все эти виды деятельности способствуют развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и всестороннего развития личности дошкольника
5. Физическое развитие:
• Способствует сохранению и укреплению здоровья
• Накоплению и обогащению двигательного опыта
• Развитие координации
• Развитие мелкой и крупной моторики
Здесь я использую игры с песком для развития мелкой моторики. Очень нравится детям играть с кинетическим песком. Кинетический песок – это удивительная масса для игр и творчества, напоминает мокрый песок, но приятнее на ощупь и не липнет к рукам. Он одновременно липкий и сыпучий, позволяет лепить даже довольно сложные фигурки.
И не забываем про традиционные подвижные игры с песочными мешочками.
Таким образом, песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, для его всестороннего развития.
Библиографический список.
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М. : АРКТИ, 2004
2. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.
4. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб. : 2008.
5. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб, 2010.
6. Журавлева В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников», Волгоград, 2011 г.