Ульяна Чернова
Нестандартное оборудованиев профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровье сберегающих технологий
в работе с детьми дошкольного возраста.
Чернова Ульяна Николаевна
Инструктор по физкультуре
МАДОУ №29 «Сказка» г. Ковдор
Публикация «Нестандартное оборудованиев профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего увеличением численности детей, имеющих уплощенную стопу или плоскостопие.
“Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело” – утверждал Гиппократ. К сожалению, у современных детей “с фундаментом” возникает всё больше проблем. По медицинской статистике уже к двум годам у 24% детей наблюдается эта проблема, к четырём- у 32%, к шести годам -у 40%, а к двадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие.
Что же такое плоскостопие? Это — довольно неприятный недуг, при котором происходит деформация стопы, с уплощением ее сводов. Формируясь в раннем детстве он способен негативно сказаться на всей последующей жизни ребенка. При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, а это в свою очередь приводит к серьезным заболеваниям-сколиозу, артриту, остеохондрозу. Дети, страдающие плоскостопием, быстро устают, жалуются не только на боли в ногах и спине, но и на головные боли. У таких детей наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка.
Причинами развития плоскостопия обычно бывают : раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь, а также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит, особенности состояния здоровья (частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д.
Можно ли помочь малышу избежать этого недуга? Ответ прост…. да можно! Как известно легче предотвратить заболевание, чем его лечить.
В дошкольном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому Можно приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Именно поэтому работа профилактической и коррекционной направленнности у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш,- в ДОУ, в котором имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность таких воздействий.
Своеобразие системы здоровье сберегающих технологий в том,что расширяя предметно-развивающую среду, у детей формируется высокая двигательная активность, совершенствуются движения и физические качества, развивается интерес к процессу движений.
Работая инструктором по физической культуре для меня очень важно, чтобы дети были не только физически развитыми, но и здоровыми. Поэтому в практике своей работы я успешно использую различное нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия,главной целью которого является развитие у детей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, формирования и укрепления свода стоп, массажа стоп, корректировки осанки.
Где его беру?
Парадоксально, но факт - нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования и игрового материала способствует развитию творчества. Я постаралась в своей работе по созданию среды придерживаться двух принципов: функциональности и красоты, как мне подсказывали мое чутье, опыт и знания.
Вход пошло все то, что зачастую выбрасывается:
старые галстуки и пуговицы, куски линолеума и крышки, киндеры и тряпочки, мочалки и бельевые веревки, губки для мытья посуды деревянные палочки и бабины, паролоновые жгуты и различная крупа цветные камешки и самоклеющаяся пленка …вобщем как говорят «голь на выдумки хитра».
Представляю вашему вниманию нестандартное оборудование, разработанное и применяемое мною в работе с детьми нашего детского сада.
1. Массажные дорожки» -
2. изготовлены из линолеума и дерматина, на которых наклеены следы из самоклеющейся пленки, массажные губки, мягкие тряпочки, камушки из прочного стекла, кружочки от линолеума, поролоновые жгуты а также губки для мытья посуды.
2. Дорожка «Веселый удав сделана из старого галстука, набитого горохом или рисом. На спине «змеи» нашиты пуговицы.
3. «Гусеница» представляет собой связанные крючком разноцветные круги и нашитые на них крышечки от футляров для бахил.
Цель таких дорожек - формирование правильного свода стопы, активизация общего тонуса, систем организма ребенка, создание положительного эмоционального состояния. Дорожки целесообразно использовать в сочетании с мешочками, ребристой доской, гороховыми подушечками, что позволяет усилить здоровьесберегающий эффект.
Также были изготовлены коврики:-
«Забавный ежик», «Кочки», «Волшебные яблочки», с помощью которых дети развивают мышцы нижних конечностей, массажируют рефлекторные зоны стопы, формируют навыки различных видов ходьбы.
А такие массажеры как :
«Орешки» - из киндер-сюрпризов;
«Волшебные катушки»- из пластмассовой трубки,
«Палочки-скалочки»- из деревянных палочек,обмотанных цветной пленкой
Канат-из футляров от киндер-сюрпризов
«Стучалки» -из бутылок с фантиками;, «Полезные червячки» из носков
способствуют улучшению кровообращения стоп; увеличивают подвижность суставов.
Игры : «Рыбалка» и «Догони игрушку» ,«Цветная мозаика», «Ловкие пальчики», «Художник»; «Классики» помогают активно формировать свод стопы.
Мною была собрана картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия.
Все это нестандартное оборудование я использую : на физкультурных занятиях, занятиях в бассейне, в играх и игровых упражнениях,индивидуальной работе, самостоятельной двигательной деятельности.
Упражнения выполняются от простых к сложным. Дети занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Все упражнения проводятся в игровой форме, по сюжету с музыкальным сопровождением.
Оборудование мобильно, соответствует требованиям техники безопасности, поддаётся санитарной обработке.
Хочется отметить положительный результат - это возросший интерес и активность детей, а следовательно более качественное выполнение упражнений
Я считаю, что такое направление в реализации здоровьесберегающих технологий, как использование нетрадиционного оборудования в профилактике плоскостопия способствует- общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.
Все это лишь начало большой и серьезной работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов.