Елена Шмыгарева
Песочная живопись как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи (ОНР) —нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Термин ОНР появился в 50х-60х годах XX века. Ввела в употребление основоположник дошкольной логопедии в СССР Левина Р. Е. и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.). Это понятие и сейчас активно используется при формировании логопедических групп детей при детских садах.
Публикация «Песочная живопись как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Р. Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР :
• Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т. н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами.
• Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.
• Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей, вносящих соответствующие пояснения в их речь.
• Четвертый уровень выделила Татьяна Борисовна Филичева характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
• Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
• Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
• Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т. е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
• Речь детей с ОНР малопонятна.
Одной из важных задач коррекционной работы с детьми, имеющими данное, является формирование пространственных представлений.
Пространственные представления – представления о пространстве и пространственно-временных признаках и отношениях: форме, величине, относительном взаиморасположении объектов действительности, их поступательных или вращательных движениях
Формирование пространственных представлений – длительный и сложный процесс, который начинается в детстве, продолжается в дошкольном возрасте и улучшается во время обучения в школе. Отсутствие сформированности пространственных представлений сказывается на интеллектуальном уровне развития ребенка, в школьный период проявляется нарушениями чтения, письма и счета
Пространственные представления начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах,а так же что пространственные представления у детей развиваются поэтапно.
На первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе» : определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотношение с различными сторонами собственного тела (вверху, внизу, сзади, спереди, справа, слева). Данный этап в норме начинает формироваться на самых ранних этапах развития — на первом году жизни. Разумеется, на данном возрастном периоде формирование пространственных представлений этого уровня происходит не с точки зрения языкового развития, а посредством врожденных когнитивных схем, дифференцируется и «корректируется» получением различного вида ощущений, идущих от собственного тела и в процессе взаимодействия со взрослым. Элементарное знание схемы собственного тела и, в частности, лица, дети демонстрируют уже к полутора годам в виде показа частей тела в ответ на вопросы взрослого : «Где у нас носик?» «Где у нас глазик?» и т. д.
Затем ребенок переносит эти знания о частях тела и лица на другого человека, куклу, также показывая их. Но при этом, разумеется, ребенок не вербализует, то есть не может назвать, где находится та или иная часть тела или лица: максимум, что он может сказать —это «тут», «вот». Таким образом, формирование представлений о собственном теле в онтогенезе, что совершенно естественно, опережает вербализацию этих представлений. Сформированность умения ориентироваться «на себе» является основой для развития следующего этапа, который заключается в овладении ориентировкой на других объектах, умении ориентироваться в окружающем пространстве «от любого предмета».
На третьем этапе дети осваивают словесную систему отсчета по направлениям; изначально в импрессивном плане, а затем в экспрессивном (иногда параллельно) у ребенка возникает возможность вербализовать представления предыдущего (второго) уровня. Появление пространственных представлений на вербальном уровне сопоставимо с законами развития движения в онтогенезе (закон основной оси). Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. д.) появляются в речи позже, чем такие, как верх, низ, близко, далеко и т. д.
На четвертом этапе происходит активное применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости (на листе бумаги, в тетради в клетку).
Развитие пространственных представлений подчиняется одному из главных законов развития закону основной оси. Согласно ему представления ребенка совершенствуются в порядке начиная с плоскости расположенной вдоль его основной оси, вдоль средней линии тела (позвоночника). То есть сначала формируются вертикальные представления, после —горизонтальные «от себя» вперед, затем —представления о правой и левой стороне. Последним формируется понятие «сзади».
Итоговым результатом развития ребенка на данном этапе является целостная картина мира в перцепции пространственных взаимоотношений между объектом и собственным телом.
Особенности формирования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи заключаются в том, что у детей данной нозологической группы проблемы понимания пространства могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, имеющей многоуровневое, вертикальное строение. Все уровни данной системы формируются, надстраиваясь один над другим, на ранних стадиях онтогенеза. Каждый из уровней включает в себя предыдущие и формируется на их основе, поэтому несформированность одного уровня сказывается на дальнейшем наращивании вышележащих уровней и на функционировании всей системы в целом.
Поэтому нужен новый подход к формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием
Арт-терапия является одним из высокоэффективных методов, используемых в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития. Из-за постоянного роста количества детей с речевыми нарушениями у специалистов появляется необходимость в поиске новых технологий.
По опыту использования, можно сказать, что арт-терапия очень эффективна в работе с детьми, и помогает добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Достоинства арт-терапии:
1. Может использоваться в любом возрасте. Не имеет противопоказаний.
2. Развивает творческий потенциал человека;
3. Способствует саморазвитию и самовыражению;
4. Является средством невербального общения;
5. Вызывает у человека положительные эмоции.
Функции арт-терапии:
1. Помогает избавиться от негативных мыслей и эмоций;
2. Помогает избавиться с проблемами в общении;
3. Снимает нервно-психическое напряжение, помогает выявить и избавиться от психологических проблем
Арт-терапия имеет большое количество видов и направлений. Одно из самых популярных направлений это изотерапия – метод терапии посредством рисунков. Данный метод позволяет избавиться ребёнку от негативных эмоций и страхов. Он позволяет выразить свои эмоции, свободно выражать свои мечты.
Мы предлагаем новую технологию для развития пространственных представлений – песочная живопись
Песочная живопись –уникальное направление в изобразительной деятельности.
Материал: сыпучий песок, соль, манная крупа, мелкий кофе, особый стол с подсветкой, из инструментов – только руки педагога и ребёнка.
Песок – это материал для медитации, поглощающий негативные эмоции. В течение часа рисования песком все физические и умственные процессы стабилизируются.
Психологи рекомендуют это занятие особенно гиперактивным и чрезмерно возбужденным детям, поскольку они лучше понимают, как свои собственные, так и чужие чувства, приобретают навыки социальной коммуникации и развивают позитивное отношение к себе и своему окружению.
Картины могут быстро сменяют одна другую, все действо сопровождается музыкой – такие занятия стали очень популярными в последнее время.
Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу двумя руками, что способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.
Каждое занятие песочной живописью – это путешествие в сказку. Таким образом, эти занятия развивают не только пространственные представления, мелкую моторику и воображение, но и речь детей. Освоив азы песочной анимации, дети сами начинают придумывать и создавать сказочные истории. Начать изучение песочной анимации необходимо со знакомства с основами рисунка, основными художественными приемами и техниками рисования песком.
Так что же нужно для рисования песком? На самом деле все достаточно просто :
Необходим материал, которым мы будем рисовать –мелкий песок, который можно «накопать» в песочнице у дома, но прежде чем им рисовать, он должен пройти обработку (просеять, промыть и прокалить в духовом шкафу, если нет возможности найти песок, то его можно заменить на молотый кофе, манную крупу и соль.
Нам понадобится специальный стол с подсветкой (если такого нет, то его можно сделать из подручных материалов: рамка для фотографий, лист А4, фонарики)
Из инструментов для рисования понадобятся только руки ребенка и педагога.
Существует множество техник рисования песком: ладонью, кулаком, одновременное использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего и т. д.
Главная особенность данной техники рисования – всё поправимо. Ошибки на песке исправить гораздо легче, чем на бумаге. Что даёт ребенку возможность чувствовать себя успешным.
Использование песка в процессе изобразительной деятельности помогает детям овладеть такими навыками, как передача композиции, пропорций изображения, овладение световыми и теневыми тонами. У детей дошкольного возраста вырабатывается точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, когнитивные психические процессы, способность действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать желаемой цели и обеспечивать контроль над своими действиями.