Нина Тимофеева
Песочная терапия в коррекционно-логопедической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия в коррекционно-логопедической деятельности
«Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка».
К. Д. Ушинский
План:
Введение
1. Что такое песочная терапия?
2. Общие условия организации песочной терапии.
Песочная терапия в практике
3. В чем сила песка?
4. Влияние игр с песком на развитие ребенка
5. Общие рекомендации по проведению песочных игр
6. Примерная структура занятия с песком.
Темочки:
7. Логопедические игры в песочной стране.
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков
Развитие фонематического слуха
Формирование слоговой структуры слова
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Словарная работа
Подготовка к обучению грамоте
Развитие связной речи
Заключение
ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ.
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок.
ПЕСОЧНИЦА представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50х 70х 8 (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Если вы хотите перейти к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым, поэтому для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.
МАТЕРИАЛ Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих дошкольных учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
ЦВЕТ Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Цвет бортов может меняться. Песочницу заполняем на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин :
• люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных). Позы должны быть как динамические, так и статические;
• наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
• летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
• обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
• жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства,
• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр);
• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.
Организация игрового процесса начинается:
• с демонстрации песочницы и фигурок;
• со знакомства с правилами игр на песке;
• с формулировки инструкций к играм;
• завершение занятия, ритуал выхода.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.
Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию
Использование игр с песком весьма эффективно.
В ЧЕМ СИЛА ПЕСКА?
Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:
• песок – очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
• песок – природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
• песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
• песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
• песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.
Для детей это игра с песком, для специалиста это метод решения коррекционных задач.
Как можно использовать песочную терапию в коррекционно-логопедической деятельности?
Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
ВЛИЯНИЕ ИГР С ПЕСКОМ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
1. Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
2. Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;
3. Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице;
4. Развивать мелкую моторику рук;
5. Автоматизировать нарушенные звуки;
6. Развивать диафрагмальное дыхание;
7. Освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
8. Развивать фонематический слух и восприятие;
9. Изучать буквы, обучать грамоте.
10. Обогащать и активизировать словарь родного языка;
11. Формировать лексико-грамматические категории языка;
12. Развивать связную речь.
13. Снимают мышечную напряжённость.
14. Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПЕСОЧНЫХ ИГР
1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой или индивидуально.
2. До занятия и после занятия моются руки.
3. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.
4. При работе с песком соблюдать определё нные правила:
- песок не должен высыпаться из песочницы;
- нельзя брать песок в рот и кидаться песком;
- отряхивать руки и играть можно только над песочницей;
- после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.