Татьяна Кузьмина
Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом.
Кузьмина Т. В., учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №119»
г. Курган
Просто сыграем, как делают дети,
Что “вне игры”, то для них - мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Публикация «Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
В последнее время чаще всего педагоги коррекционного образования и родители интересуются инновационными технологиями в работе с дошкольниками с особенностями в развитии. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях детского сада. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок — это универсальное средство для творчества и терапии.
Вопрос детской организованности в игре, речевой активности, развития внутреннего плана действий всегда был актуальным. Особенно острой встает проблема проявления творческих способностей, эмоциональной составляющей действий с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с ранним детским аутизмом (РДА).
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга.
Для подобных игр есть название - песочная терапия. Метод песочной терапии уже широко используется в России, а также является очень перспективным. В песочной терапии мы эффективно сочетаем элементы традиционных методов работы ( например: игровое моделирование ситуации, специальных методов коррекции – телесноориентированные техники (сделай двумя руками. проведи черту одним пальцем, чередование напряжения и расслабления); а также выстраивание по схеме и зарисовка схем, планов, облегчающих запоминание, увеличивающих объём памяти.
Игра с песком – по началу одно из самых «нелюбимых» занятий детей с РДА. В силу особенностей развития такие дети с трудом включаются в совместную работу, погружают руки в песок. Безусловно, в каждом конкретном случае важно подходить индивидуально к выбору упражнений, времени занятий, возрасту и особенностям психоэмоционального развития. Результат не заставит себя ждать. Ведь игра с песком — это много новых эмоций и развивающих игр. Позже, ребенок с ОВЗ сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
В нашем ДОУ мы работаем с кинетическим песком с детьми дошкольного возраста. С недавних пор этот инновационный материал начинает находить свое применение в России.
Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Этот полимер нетоксичный, гипоаллергенный, безвредный и бактерии в нем не живут. Кинетический песок сходный по свойствам пляжному песку, но обладает эластичностью и совсем не липнет к рукам. Песок не оставляет пятен на одежде или игровых поверхностях. Он легко принимает четкие формы и медленно растекается. Для песка не требуются специальные трафареты, при помощи обычных формочек можно создавать необыкновенные конструкции.
Каждый ребёнок, занимающийся лепкой из песка, имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра…
Целью нашего направления работы является создание необходимых условий для получения детьми с РДА мероприятий по эмоциональному раскрепощению, а также максимальное включение родителей в коррекционный социально-педагогический процесс.
По отзывам родителей, такой волшебный песок оказался полезен и гиперактивным детям. Они заметили, что даже самые подвижные и неугомонные малыши могут часами сидеть в домашней песочнице, перебирая волшебную смесь.
Организуя игры с песком, на своих занятия мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов с помощью игры «Здравствуй песок». Так же способствуем освоению представлений о цвете, форме, величине, развиваем мелкую моторику ребенка по средствам игр : «Прятки», «Угадайка», «Фигуры», «Кто выше», «Больше-меньше» и т. д. На занятиях дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты. Для развития мелкой моторики, творческих способностей и воображения детей с РДА используем следующие игры: «Наши ладошки», «Мы кондитеры», «Кнопочки», «Трафареты», «Платочки», «Сюжет сказки».
Во время работы ребенок учится синхронизировать работу обеих рук, что способствует развитию мелкой моторики. В творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры.
Во время игры с песком выстраиваются эмоционально спокойные, благоприятные отношения с воспитанником, т. к. помогают создать у ребенка с аутизмом радостное настроение, установить первые контакты, повысить жизненный тонус, снять напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта.
Через такую игру у ребенка с РДА рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.
На сегодняшний момент 5 детей с аутизмом, 12 детей с речевыми нарушениями и их родители поучаствовали в мероприятиях по развитию эмоциональной сферы, мелкой моторики, творческих способностей с помощью песочных игр.
В рамках данной программы предоставлялись 12 игр песочной терапии для речеслухового развития, буклеты для родителей, видеоролик для педагогов групп компенсирующей направленности.
Наблюдая за игрой в песок, родитель получил уникальную возможность увидеть мир глазами своего ребенка и научиться взаимодействовать с его миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствовала развитию навыков мелкой моторики, улучшились коммуникативных навыков детей. Проигрывая на песке ситуации из предложенных карточек, дети стремились к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети с аутизмом учились выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Именно в песочнице создавался дополнительный акцент на тактильную чувствительность, затрагивая «мануальный интеллект» ребенка. С одной стороны, существенно повысилась мотивация ребенка к занятиям; с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходило развитие познавательных процессов.
Нельзя переоценить практическую значимость материалов в мероприятии «Песочные игры». Игры «бродилки» могут быть применимы любыми педагогами для ориентации на игровом поле, изучения сторон, отработки ориентации листа, тетради; схемы и планы могут пригодиться логопедам для составления сюжетов, развития внутреннего плана высказывания; итоговые карточки-пособия – могут быть подарены родителям воспитанников. Песочная терапия создает условия не только для проживания положительных эмоций, но и помогает решать разные задачи коррекционного обучения.
Также, результаты работы показали - игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Таким образом, возможности песочной терапии безграничны и уникальны, а опыт работы доказывает, что именно песочная терапия является весьма эффективной и перспективной формой психологического сопровождения детей с особенностями в развитии. Использование в работе с детьми с РДА песочной терапии развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.