Лучший педагог года

Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом

Татьяна Кузьмина
Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом

Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом.

Кузьмина Т. В., учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад №119»

г. Курган

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Публикация «Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом» размещена в разделах

В последнее время чаще всего педагоги коррекционного образования и родители интересуются инновационными технологиями в работе с дошкольниками с особенностями в развитии. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях детского сада. Одна из таких технологий – это песочная терапия. Песок — это универсальное средство для творчества и терапии.

Вопрос детской организованности в игре, речевой активности, развития внутреннего плана действий всегда был актуальным. Особенно острой встает проблема проявления творческих способностей, эмоциональной составляющей действий с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с ранним детским аутизмом (РДА).

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Именно в песочнице возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения. Дети даже без слов понимают друг друга.

Для подобных игр есть название - песочная терапия. Метод песочной терапии уже широко используется в России, а также является очень перспективным. В песочной терапии мы эффективно сочетаем элементы традиционных методов работы ( например: игровое моделирование ситуации, специальных методов коррекции – телесноориентированные техники (сделай двумя руками. проведи черту одним пальцем, чередование напряжения и расслабления); а также выстраивание по схеме и зарисовка схем, планов, облегчающих запоминание, увеличивающих объём памяти.

Игра с песком – по началу одно из самых «нелюбимых» занятий детей с РДА. В силу особенностей развития такие дети с трудом включаются в совместную работу, погружают руки в песок. Безусловно, в каждом конкретном случае важно подходить индивидуально к выбору упражнений, времени занятий, возрасту и особенностям психоэмоционального развития. Результат не заставит себя ждать. Ведь игра с песком — это много новых эмоций и развивающих игр. Позже, ребенок с ОВЗ сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

В нашем ДОУ мы работаем с кинетическим песком с детьми дошкольного возраста. С недавних пор этот инновационный материал начинает находить свое применение в России.

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы. Этот полимер нетоксичный, гипоаллергенный, безвредный и бактерии в нем не живут. Кинетический песок сходный по свойствам пляжному песку, но обладает эластичностью и совсем не липнет к рукам. Песок не оставляет пятен на одежде или игровых поверхностях. Он легко принимает четкие формы и медленно растекается. Для песка не требуются специальные трафареты, при помощи обычных формочек можно создавать необыкновенные конструкции.

Каждый ребёнок, занимающийся лепкой из песка, имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра…

Целью нашего направления работы является создание необходимых условий для получения детьми с РДА мероприятий по эмоциональному раскрепощению, а также максимальное включение родителей в коррекционный социально-педагогический процесс.

По отзывам родителей, такой волшебный песок оказался полезен и гиперактивным детям. Они заметили, что даже самые подвижные и неугомонные малыши могут часами сидеть в домашней песочнице, перебирая волшебную смесь.

Организуя игры с песком, на своих занятия мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов с помощью игры «Здравствуй песок». Так же способствуем освоению представлений о цвете, форме, величине, развиваем мелкую моторику ребенка по средствам игр : «Прятки», «Угадайка», «Фигуры», «Кто выше», «Больше-меньше» и т. д. На занятиях дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты. Для развития мелкой моторики, творческих способностей и воображения детей с РДА используем следующие игры: «Наши ладошки», «Мы кондитеры», «Кнопочки», «Трафареты», «Платочки», «Сюжет сказки».

Во время работы ребенок учится синхронизировать работу обеих рук, что способствует развитию мелкой моторики. В творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры.

Во время игры с песком выстраиваются эмоционально спокойные, благоприятные отношения с воспитанником, т. к. помогают создать у ребенка с аутизмом радостное настроение, установить первые контакты, повысить жизненный тонус, снять напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта.

Через такую игру у ребенка с РДА рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

На сегодняшний момент 5 детей с аутизмом, 12 детей с речевыми нарушениями и их родители поучаствовали в мероприятиях по развитию эмоциональной сферы, мелкой моторики, творческих способностей с помощью песочных игр.

В рамках данной программы предоставлялись 12 игр песочной терапии для речеслухового развития, буклеты для родителей, видеоролик для педагогов групп компенсирующей направленности.

Наблюдая за игрой в песок, родитель получил уникальную возможность увидеть мир глазами своего ребенка и научиться взаимодействовать с его миром. Наряду с вышеперечисленным, песочная терапия способствовала развитию навыков мелкой моторики, улучшились коммуникативных навыков детей. Проигрывая на песке ситуации из предложенных карточек, дети стремились к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети с аутизмом учились выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Именно в песочнице создавался дополнительный акцент на тактильную чувствительность, затрагивая «мануальный интеллект» ребенка. С одной стороны, существенно повысилась мотивация ребенка к занятиям; с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходило развитие познавательных процессов.

Нельзя переоценить практическую значимость материалов в мероприятии «Песочные игры». Игры «бродилки» могут быть применимы любыми педагогами для ориентации на игровом поле, изучения сторон, отработки ориентации листа, тетради; схемы и планы могут пригодиться логопедам для составления сюжетов, развития внутреннего плана высказывания; итоговые карточки-пособия – могут быть подарены родителям воспитанников. Песочная терапия создает условия не только для проживания положительных эмоций, но и помогает решать разные задачи коррекционного обучения.

Также, результаты работы показали - игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Таким образом, возможности песочной терапии безграничны и уникальны, а опыт работы доказывает, что именно песочная терапия является весьма эффективной и перспективной формой психологического сопровождения детей с особенностями в развитии. Использование в работе с детьми с РДА песочной терапии развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом
Опубликовано: 4 июня 2024 в 05:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как средство развития эмоциональной эмпатии и творческих способностей у детей с ранним детским аутизмом» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД