Евгения Таубергер
Песочная арт-терапия в детском саду
Песочная терапия в практике дошкольного психолога.
Мое знакомство с песочной терапией произошло всего пару лет назад. Как оказалось, песочная терапия имеет довольно широкое применение в работе с детьми и взрослыми. Свойства песка влияют на развитие и нормализацию эмоционального состояния, приводят в равновесие психическое состояние человека. Песочная терапия позволяет проявлять себя в творчестве детей с тревогой. Мною было замечено, что тревожные, застенчивые дети, которые не решались прикоснуться к песку, со временем начинали с удовольствием играть с песком, становились более спокойными и открытыми к общению с другими детьми и взрослыми.
Публикация «Песочная арт-терапия в детском саду» размещена в разделах
Во время игр с песком у детей включается фантазия, дети создают целые миры, наполняя их удивительными жителями, рассказывают истории, сочиняют сказки о своих героях. Таким образом, избавляясь от внутренних переживаний, конфликтов, неуверенности в себе.
На занятиях песочной терапии мы с детьми развиваем мелкую моторику, познавательные процессы (внимание, воображение, восприятие, речь, графические навыки.
Для организации игр с песком необходимо две песочницы, одна для сухого песка, с подсветкой, вторая для влажного (у меня она выкрашена в голубой цвет, как символ неба и воды). Так же я использую трафареты для рисования, мелкие игрушки. По настроению группы я включаю релаксационную музыку, либо природные звуки.
Возраст детей для занятий не ограничен, меняется только структура занятия, игры и упражнения. С детьми помладше порой приходится рисовать совместно, «рука в руке». Дети старшего возраста стараются не только повторять, но и самостоятельно додумывать рисунок, дополнять свое. Также ребятам нравится использовать мелкие игрушки, камушки, украшения для создания «песочных городов». С помощью них процесс становится еще более увлекательным и даже волшебным.
Для приветствия я использую такие упражнения, которые дают позитивный настрой на занятии, активизируют внимание детей, развивают коммуникативные навыки:
«Здороваемся частями тела». Дети передвигаются в произвольном направлении, когда звучит команда «Здороваемся спинками (носами, ладошками, пятками, животиками и тд.)» - все здороваются спинками с рядом находящимся ребенком, дальше движение возобновляется. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не поздоровается со всеми.
«Передай улыбку по кругу» Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т. д.). «Давайте поздороваемся» : Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определё нным образом:
Один хлопок - здороваются за руку,
Два хлопка – здороваются плечиками,
Три хлопка – здороваются спинками
«Волшебный клубочек» Дети сидят по кругу. Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.
После ритуалов приветствия провожу развивающие игры.
Кинезиологические упражнения (развивают оба полушария головного мозга) :
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
В занятия включаю также игры на внимание, на развитие мелкой моторики рук, на взаимодействие друг с другом, на развитие эмоциональной сферы. Детям нравятся такие игры как:
«Запретный номер». Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа – хлопают в ладоши.
Игра «Тень». Два ребенка идут по дороге: один впереди, другой на 2-3 шага позади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна точно повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок, на нагнется, то подскачет и т. д.
Упражнения «Общение в паре», «Руки знакомятся, руки мирятся, руки здороваются», игра «Дракон», «Сочиним историю» и пр.
Ритуалы прощания. (Обычно, в начале занятий обговариваем с детьми какие именно упражнения будут ритуалом приветствия и ритуалом прощания).
«Встретимся опять» Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
«Аплодисменты по кругу» Педагог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется продолжить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из игроков группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. 3-ий выбирает 4-го и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
«Спасибо за приятное занятие» Педагог говорит детям: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки. Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребё нка и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Постепенно группа в центре круга увеличивается, и все держат друг друга за руки».
Как правило, занятие длится 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.
Включает в себя несколько частей. В первой части - приветствие, развивающие упражнения. В основной части - непосредственно рисование песком на световом столе. В заключительной части проводим с детьми анализ их работ и рисунков других ребят.
Я являюсь руководителем кружка «Песочная арт-терапия». В кружок записываются дети 4 – 5, 5 – 6 лет и 6 – 7. Занятия проводятся в кабинете педагога – психолога, в свободное время во второй половине дня.
Примерное занятие с подгруппой детей (4 человека, возраст 5 – 6 лет).
Ход занятия.
Здравствуйте дети!
Давайте мы друг с другом поздороваемся!
1. Упражнение «Давайте поздороваемся» (2-3 минуты) : Дети по сигналу психолога начинают двигаться по кабинету и приветствуют всех, кого встретили по пути, здороваются особым образом:
Один хлопок - здороваемся за руку,
Два хлопка – здороваемся спинками,
Три хлопка – здороваемся щечками.
2. Передай настроение
Передается настроение (печальное, злое, веселое, удивленное). Сначала педагог показывает свое настроение мимикой или жестами. Дети передают его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал, и что дети ощущали при показе, передачи настроения. Затем дети по очереди передают свое настроение и аналогично обсуждают свои ощущения.
Давайте мы с вами немного разогреемся
3. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Дети прячут голову в колени, обхватывают их руками.
А теперь, давайте представим, что вы - зернышко, которое медленно растет и превращается в большое дерево.
«Мы растем, растем, растем
И до неба достаем»
Медленно поднимайтесь на ножки и вытягивайтесь. Когда дует ветерок – вы качаетесь, как деревце. Молодцы!
А сейчас согреем наши ручки.
4. Кулак-ребро-ладонь.
Руки на поверхности стола, меняют свое положение в определенном порядке. Распрямленная ладонь - кулак - ладонь ребром на поверхности стола - распрямленная ладонь. Выполняется по очереди, сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 6 - 8 раз. Можно вслух или про себя давать себе команды (кулак - ребро-ладонь)
5. Работа с песком. Разогрев.
Давайте поздороваемся с песочком. Возьмем его в ладошку и попробуем растереть между ладонями, почувствуйте какой песок : прохладный, твердый, сыпучий. Разогреть ладошки.
Затем вновь взять песок в кулачок и, медленно высыпая его на поверхность, понаблюдать, как он рассыпается (прислушаться к себе, помедитировать).
6. Непосредственное рисование песком по плану.
7. Анализ и обсуждение рисунков с детьми.
8. С детьми встаем в круг, протягиваем вперед правую руку, и ставим их друг на друга (своеобразная пирамидка из ладошек) и говорим слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”
На этом занятие завершается, и мы дружно идем в свою группу.