светлана мельникова
Арт-терапия в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и
созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова,
новые игры, новые формы взаимодействия с окружающим
пространством; каждый день они совершают маленькое в глазах
взрослого, но великое в своих собственных, открытие. Наибольшей
активности познавательная деятельность детей достигает именно в
дошкольном возрасте. Именно в эту пору игра как ведущий тип
деятельности сменяется обучением, познанием. Дети не только
хотят учиться, они, прежде всего, созревают для этого психологи-
Публикация «Арт-терапия в детском саду» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
чески и физиологически. Здесь важно отметить, что игра не
исчезает, а скорее трансформируется в обучение. И вот тут мы
обнаруживаем большое пространство для арт-терапии с теми детьми,
которые испытывают разного рода трудности. Как часто мы,
взрослые, думаем: «Вот бы вернуться в детство! Ни забот, ни хлопот,
только знай себе играй да уроки в школе делай. Что может быть
приятнее и проще!» Однако при этом мы давно уже успели
позабыть, как на само деле бывает тяжело быть ребенком. Давным-
давно мы научились ловко ходить и бегать, завязывать шнурки
бантиком, вырезать из бумаги ежиков и лисичек безо всякого труда и
прекрасно выучили, какие краски нужно смешать, чтобы получить
фиолетовый, и как вести себя на улице и в общественном
транспорте, уяснили, что говорить принято, а о чем следует молчать.
А потом, как только мы все это освоили, мы поспешили забыть, как
много времени ушло у нас на то, чтобы запомнить бесчисленное
множество правил поведения хороших мальчиков и девочек. А тем
временем наши мальчики и девочки терпеливо и усердно стараются
поспевать за взрослыми, тщась, порой, услышать от них слова
одобрения и уважения. Маленький, значит глупый, опрометчиво
бросают иные солидные дамы и господа. А ведь это совсем не так.
Значит, он просто еще не все узнал. Вынужденные во всем с нами
соглашаться и беспрекословно подчиняться, дети поставлены в
зависимое от нас положение. Злоупотребляя своим
преимущественным положением, взрослые и не подумают
посчитаться с ребенком, узнать его мнение и тем более принять во
внимания – обратиться с ним как с равным себе. А ребят такое
поведение очень и очень ранит. Дети уязвимы и беззащитны перед
нами. И там, где взрослый переждет, перетерпит, или вообще не
обратит внимание, ребенок столкнется со всем этим грузом в
одиночку. Ну, а дальше мы получаем угрюмого, раздражительного,
непослушного забияку.
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто
наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности:
внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы
Арт-терапия является эффективным средством для социальной
адаптации детей с ОВЗ, а так же развития у них коммуникативных
навыков.
Термин "арт-терапия" появился в Англии. Ввёл его английский
врач и профессиональный художник Адриан Хилл (1895-1977)
Арт-терапия используется в работе с детьми, по большому счету не
имея противопоказаний. Маленьких детей тяжело заставить делать то,
чего им не хочется. А вот арт-терапия в детском саду нравится детям, и
им всегда можно подобрать то, чего они хотят – будь то рисование,
лепка или музыка.
В последнее время все больше в своей работе педагоги
используют, так называемую арт-терапию. Под этим словом
понимают занятия с детьми, связанные с многообразным
художественным творчеством.
В чем польза упражнений арт-терапии для дошкольников?
Всевозможные занятия искусством не только раскрывают
творческий потенциал ребенка, но и способствуют формированию у
него правильного мировоззрения. В общем и целом, арт-терапия в ДОУ
направлена на развитие логики, мышления, памяти, воображения, речи
и внимания.
Кроме того, регулярные занятия творчеством формируют навыки
успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми
людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и
психического напряжения, а также учится быть внимательным и
сосредоточенным.
Виды и методы арт-терапии
Существуют следующие разновидности арт-терапии для
дошкольников:
• изотерапия;
• танцевальная терапия;
• сказкотерапия;
• музыкотерапия;
• игротерапия.
В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в
комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию
малышей. Комплексная система арт-терапии включает в себя методы
изотерапии, в частности, рисование, лепку из пластилина,
аппликацию, оригами. В процессе обучения изобразительному
искусству педагоги могут детально изучить внутренний мир ребенка и
обратить внимание родителей на какие-либо отклонения.
Кроме того, отдельный акцент делается на танцевальные и
музыкальные занятия, а также чтение художественной литературы.
Обучение детей с использованием любых методов арт-терапии всегда
проходит в веселой игровой форме.