Меньшикова Людмила Викторовна
Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Публикация «Консультация для педагогов „Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Для ребенка раннего возраста, особенно в период адаптации, характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психолого-педагогической работы с малышами – эмоциональное направление жизни ребенка и оказание помощи в более успешном прохождении ребенка раннего возраста процесса адаптации к условиям ДОУ.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, которая способна помочь успокоить ребенка в момент адаптации. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность малышу, восстановить свою психическую целостность, собрать свой еще маленький, но уже сформировавшийся уникальный образ, картину мира и выплеснуть её на песке.
Чем же полезна «песочная страна малышу» в процессе адаптации к детскому саду? Во-первых, у ребенка развивается интерес исследователя. Ведь игровые упражнения для малыша, как правило, кажется, окружено тайной. Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Для рисования выставляется специальный стол с подносом или с небольшим углублением тазик. И в руки дают вовсе не краски, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный. Во-вторых, ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая самые простые различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития маленького человека.
Игры с песком хороши тем, что можно пользоваться различными предметами, фигурками, отличается мобильностью создаваемых образов, возможностью многократного создания новых сюжетов. При работе с песком и водой не требуется особых умений. Набор фигурок, природные материалы, возможность создания простых композиций не только придают образу дополнительные свойства, но и во время адаптации отвлекает ребенка от слез, так как маленькие дети очень любят перебирать ручками песок, это кажется любимое дело ребенка. Надо помнить, что моторика малыша, еще не сформирована и песок может сыпаться на пол, действие рук может казаться не послушными, что даже ребенок может со стола уронить поднос с песком. Разумеется, игры с песком проходят при небольшом количестве детей 2-4 человека и под присмотром воспитателя, так как воспитатель показывает, направляет, помогает и наблюдает в этом процессе. Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок по принципу «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, действие с песочными часами и т. д.)
На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться, либо он выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.
Таким образом, игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая помогает малышу адаптироваться ребенку к детскому саду. Взаимодействие с песком очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития и адаптации ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахрамеев В. В. Арт-песочница. В сб. метод. материалов. – Череповец, 2014.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». – СПб. : Речь, 2005.