Галина Расева
Первые уроки нравственности и соблюдение речевого режима в группе (консультация для воспитателей дома ребенка)
▼ Скачать + Заказать документы
Первоначальные нравственные чувства и элементарные навыки нравственного поведения начинают формироваться у ребенка в дошкольном возрасте.
Но еще в раннем возрасте, когда ребенок совсем мал и ему еще недоступна система норм, определяющая обязанности человека по отношению к другим людям уже необходимо говорить о нравственном воспитании. Ведь любой малыш третьего года жизни уже может ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо.
Публикация «Первые уроки нравственности и соблюдение речевого режима в группе (консультация для воспитателей дома ребенка)» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
Первые уроки нравственности ребенок должен получить с самого рождения, когда он начинает понимать и познавать окружающий мир. Если не начать с самого рождения, то после трех лет будет поздно.
Понятие «Нравственность» по отношению к маленьким нашим детям – это воспитание задатков таких личных качеств как доброта, отзывчивость, трудолюбие, общительность и. т. д.
Новорожденный появляется на свет лишь с готовностью усвоить все, что предложит ему взрослый, окружающий мир. Знания о добре и зле приходят к малышу постепенно и с помощью взрослых. Первым в зону восприятия ребенка, как правило, попадают родители, а в доме ребенка обслуживающий персонал (воспитатели, медсестры, няни). Они становятся для ребенка готовым образцом поведения.
Предпосылками нравственного воспитания в младенчестве является формирование у малыша положительного эмоционального отношения к окружающим. Оно складывается в процессе общения ребенка с другими людьми. Общение с взрослыми обогащает эмоциональные проявления малыша, обеспечивает его системой нравственных представлений и привычек, усиливает желание поддерживать контакт.
Как постигает ребенок науку общения? У новорожденного ребенка еще нет потребности в общении с людьми. Об этом можно судить по отсутствии у него интереса к ним. Пока инициатива в общении полностью принадлежит ухаживающему за малышом взрослому.
Период со второго по шестой месяц жизни ребенка называется этапом эмоционального общения младенца с окружающими.
Важнейшей особенностью данного возрастного периода психологи считают появление у ребенка потребности в общении с взрослыми. Коммуникативная потребность побуждает ребенка активно искать контакты с окружающими людьми. В общении, организованном взрослым, малыш на эмоционально- чувственной основе, впервые испытывает состояние радости, удовольствия. Так формируются элементы нравственного и эстетического воспитания самых маленьких. Педагогическое воздействие взрослых – их нежность, ласка, проявление внимания, любви – сенсорно обогащает ребенка, играет особую роль в развитии его эмоциональности, восприимчивости, отзывчивости.
В середине первого года жизни общение с взрослым претерпевает изменение. Центр внимания ребенка постепенно с взрослого перемещается на практические действия с предметами. Ребенок все чаще обращается к взрослым по ходу выполнения собственных действий, чтобы они ему помогли, одобрили, поддержали. Общение с взрослым становится отныне деловым и основывается на сотрудничестве большого и маленького человека.
Для развития интереса к сверстникам необходимо класть ребенка в манеж так, чтобы он видел других детей (лучше на живот) и мог наблюдать за их действиями. С 7-8 мес. рекомендуется проводить совместные игры («Прятки», «Догонялки»).
С 10 мес. Необходимо развивать интерес и доброе отношение к родителям (или заменяющим их людям, детям, животным. Учить бережно относиться к предметам, игрушкам, не разбрасывать их, не отнимать у других детей. Необходимо поощрять хорошие поступки, похвалив, одобрив поведение ребенка.
При необходимости надо произносить слово «нельзя» с соответствующей строгостью, чтобы прервать нежелательность действия. Дети начинают понимать слово «нельзя» и правильно на него реагировать в различных ситуациях.
Надо помнить, что взрослые являются примером для подражания (тон голоса при общении, отношение к другим и пр.).
Дети тонко реагируют на оттенки настроения, интонацию, мимику взрослого. Они способны как бы заряжаться эмоциями других, поэтому взрослые должны быть не только ласковыми, добрыми, но и уравновешенными и спокойными. Малыш должен чувствовать, что взрослый его защитник, помощник, добрый и сильный друг.
Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи должно быть уделено особое внимание. Решение этой задачи осуществляется не только на занятиях, но и в ходе всех режимных процессов, в повседневном общении.
В процессе непосредственного общения с ребенком, режимных процессах воспитатель не ставит задач прямого обучения, как это бывает на занятиях, но, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, он должен стремиться использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить. В общении с ребенком большое место должны занимать побуждения, направленные на выполнение разнообразных действий: «дай», «покажи», «принеси», «положи», «найди», «возьми», «пойди». При помощи этого метода формируются ориентировка в окружающем, понимание названий предметов и действий.
После того, как ребенок выполнил конкретное поручение, уже после 1г. 6 мес. Необходимо спрашивать: «куда ходил?», «где взял?» и т. д.
Взрослый должен стремиться сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально- выразительными, результативными для развития его активной речи. Речевые реакции у детей раннего возраста активизируются в момент сильной заинтересованности, следовательно, эти моменты необходимо использовать, если они возникают случайно, и создавать специально.
Если воспитатель не называет предметы, с которым малыш действует изо дня в день при проведении режимных процессов, то познавательная активность снижается вместе с угасанием ориентировочной реакции на новизну ситуации: у ребенка возникает пассивное отношение к происходящему, овладевает действием быстрее, чем словом, малыш приучается обходиться без речевого общения с взрослыми. Он пассивно участвует в режимных процессах, подчиняясь авторитету взрослого и установленному порядку. Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание и. т. д.)
Одним из приемов такой активизации является раскрытие не только способов действия с предметами, их названия, но и мотивация этих действий: «будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми», «оденем на головку шапочку, на ножки сапожки, чтобы не замерзла наша Танечка» и. т. д. Ребенок учиться видеть предметы в различных взаимосвязях, понимать целесообразность и целенаправленность действий взрослых, усваивать причину и следствие собственных действий с предметами.
Показывая детям предметы и действия с ними в процессе одевания, кормления, взрослый называет их. Иногда можно пользоваться приемом собственного вопроса-ответа: «что кушает Оля? Кашу. Вкусная каша? Вкусная кашка! А это что? Котлетка. Оля любит котлетку!» Слово взрослого совпадает с ощущениями малыша, становиться понятным, а ответы создают определенное эмоциональное отношение к происходящему.
Уже в начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых. Они наблюдают, как няня моет посуду, подметает пол, протирает мебель. После 1,5 лет дети могут не только наблюдать труд взрослых, но и активно по возможности помогать: принести тряпочку, убрать игрушки, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет и. т. д.
Расширение потребности общения ребенка предполагает и формирование навыка общения со сверстниками. Воспитывая положительные взаимоотношения между детьми, педагог обращает внимание каждого ребенка на других малышей, их потребности и желания. «Вова, Коле нужен кубик, отнеси ему», «Саша, Оля плачет, пойдем, пожалеем ее».
Взрослый должен широко использовать специальные игровые ситуации, развивающие у ребенка навыки взаимоотношений: умение подождать, когда хочется получить игрушку, а с нею играет другой ребенок; поделиться чем- либо; уступить место и. т. п.
Воспитанию начал гуманных чувств, отзывчивости, сочувствия, доброжелательности способствует воспитание у детей положительного отношения к животным и растениям. Педагог своим примером воспитывает любовь ко всему живому. Например, давая кошке молоко, корм птицам, поливая цветы и т. п. он объясняет свои действия, их направленность, дает им оценку. Вызывая добрые чувства, желание помочь, педагог может использовать и игрушечных животных. Например, гладя упавшего медвежонка, он предлагает детям пожалеть его, поднять, погладить, сказать ласковые слова.