Ольга Гаврилова
Особенности режима детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Гаврилова О. П. - воспитатель 2-й квалификационной категории МБДОУ «ДСОВ №47»г. Братска
Забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка одна из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием психофизиологических процессов. Но вместе с тем, повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Правильное чередование отдыха и смены деятельности - вот те главные составляющие режима, которые являются фундаментом успешного развития детей.
Публикация «Особенности режима детей раннего возраста» размещена в разделах
Под режимом понимается система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Режим - основа формирования основных биоритмов в деятельности организма.
Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания.
Правильная организация режима способствует :
- нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма;
- обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка;
- предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время.
Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно:
1. Выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста;
2. Сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов. Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы.
При составлении режима дня важно учитывать особенности детей раннего возраста : восприимчивость к воспитанию и обучению, пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности. Все процессы: еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захотелось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологическими ритмами организма ребенка. Поэтому к основным режимным моментам относятся :
- время приема пищи (4- разовое)
- укладывание на дневной и ночной сон
- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физ. упражнений.
Остальные компоненты режима дня динамические, т. е. они не должны быть строго установлены.
Когда соблюдается режим, он не в тягость ни малышу, ни родителям. У такого ребенка в определенное время появляется желание есть, аппетит у него хороший, он достаточное время гуляет, быстро засыпает при укладывании, правильно развивается и физически и психически, болеет реже и более легко.
Постоянно соблюдаемый режим предотвращает возникновение конфликтов между взрослыми и ребенком, дисциплинирует его, помогает формированию волевых качеств, почти полностью предупреждает возникновению детских неврозов.
Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :
1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.
2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно:
- детский сад,
- семья,
- преемственность в работе всего персонала группы.
3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации;
4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!
5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило: поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .
6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе.
7. постепенного включения каждого ребенка в режимный процесс.
При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:
1. Создание у детей положительного отношения к режимным моментам;
2. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.
3. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей;
4. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
5. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .
6. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
7. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.
8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.
9. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.
10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания
11. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление:
- Предложение взрослого должно совпадать с органической потребностью ребенка;
- Нельзя принуждать ребенка, причинять ему боль, вызывать неприятные ощущения;
- Постепенно вводить все новое (пища, процесс) заранее давать установку на процесс
При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, время года.
Организм маленького ребёнка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи – это охрана здоровья ребенка, укрепления его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня, массаж и гимнастика. Двигательная активность – важнейшее условие физического развития и здоровья ребенка.
При организации оздоровительного режима необходимо стремиться:
1. Полного удовлетворения потребности в движении.
Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.
2. Достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений во время совместной деятельности и общении.
3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций.
Большую роль здесь играет установление теплых, ласковых отношений ребенка с воспитателем (близких к отношению ребенка с мамой).
В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.
Используемая литература:
Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей «Москва, Просвещение 1988г.
Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста» под редакцией, Москва, Просвещение 1974г.
Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет», «Просвещение» 2003г. - авторы: Г. Г. Григорьева и др.