Бронникова Ольга Леонидовна
В помощь начинающему логопеду. Первое родительское собрание в группе для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Что должны знать родители детей с ТНР. посещающих логопедическую группу
Тема: Особенности пребывания детей в речевой группе.
Цель: информировать родителей об особенностях пребывания детей в группе коррекционной направленности для детей с ТНР.
Публикация «В помощь начинающему логопеду, Первое родительское собрание в группе для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Общие сведения о работе учителя – логопеда : а) этапы коррекционной работы; б) режим работы; в) структура логопедических занятий; г) активное «включение» родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков – как основной компонент развития ребенка.
Что такое логопедия. 1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, «пейдео» (воспитываю, обучаю, что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется логопедом.
Общее недоразвитие речи ( ОНР: I уровень, II уровень, III уровень) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Чем занимается логопед :
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Развитие речи – формирование умения четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т. д. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
Этапы коррекционной работы
Развитие:
артикуляционной моторики;
фонематического слуха;
речевого дыхания;
мелкой моторики.
Постановка и автоматизация звуков.
Обогащение словаря.
Формирование грамматического строя языка.
Развитие устной речи.
Развитие психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Обучение чтению и письму.
Причины речевых нарушений:
1. Заболевания матери во время беременности.
2. Гипоксия плода.
3. Перенесенные переливания крови.
4 .Токсикоз беременности.
5. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору).
6. Родовые травмы.
7. Курение во время беременности, употребление алкоголя.
8. Особые психические нагрузки.
В помощь родителям.
1. Тетради.
2. Компьютерные презентации.
3. Тематические файлы по развитию речи.
4. Стенд логопеда.
5. Тематические рисунки (раскраски, обводки, буквы).
6. Артикуляционная гимнастика.
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Дыхательные упражнения. И т. д.
Список литературы:
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Творческий центр Сфера, 2007.
2. Логопедия. Под ред. Л. С. Волковой. Москва, ВЛАДОС; 2006.
3. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной. М. : АльянС, 2013.
4. Филичева Т. Б. Основы логопедии. М. : Просвещение, 1989.