Калашникова Екатерина Александровна
Первичное консультирование родителей в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Основные этапы.
На первой консультации педагог-психолог также может косвенно оценить развитие эмоционально-волевой сферы ребенка в ходе продуктивной деятельности (используя проективные методики, а также по уровню и степени детализации его игры: доступна ли ребенку сюжетно-ролевая игра, какие игрушки или роли он выбирает для себя и окружающих, какой сюжет актуализируется на консультации, готов ли ребенок участвовать в играх с правилами, принимает ли в свою игру других людей, как взаимодействует с психологом.
Проблемы, с которыми чаще всего обращаются к психологу родители дошкольников.
Публикация «Первичное консультирование родителей в дошкольной организации» размещена в разделах
1) Трудности в адаптации к группе детского сада – ребенок не готов расставаться с мамой даже на несколько часов, плохо идет на контакт с новыми взрослыми и детьми, не может привыкнуть к режиму дня или не хочет оставаться на дневной сон, испытывает сильную тревогу и страхи, и т. п. ("Мой ребенок не хочет идти в детский сад. Постоянно болеет или долго капризничает перед тем, как войти в группу".)
2) Недостаточное развитие социально-бытовых навыков у дошкольника, трудности в общении со взрослыми и сверстниками в ДОО или дома, неумение сотрудничать и договариваться, слабый уровень развития игровой деятельности. ("Мой ребенок ни с кем не играет в детском саду. Сидит один в уголочке. Игрушками не делится. Всех колотит по чем зря".)
3) Эмоционально-поведенческие сложности и личностные особенности ребенка – застенчивость и высокая тревожность, страхи, конфликты или агрессивное поведение, частые обиды, истерики и капризы, низкий уровень саморегуляции и произвольности. ("Мой сын такой трусливый - постоянно всего боится, даже шорохов за окном! С недавних пор засыпает только вместе со мной в нашей комнате. А ведь ему уже скоро 6 лет! Что нам делать?")
4) Возрастные особенности ребенка в раннем и дошкольном детстве, кризисы и зоны ближайшего развития (кризис 1 года, далее трех и семи лет).
Нередко именно в эти периоды у родителей возникает больше всего поведенческих и эмоциональных трудностей в общении со своими детьми, поэтому они нуждаются в поддержке специалистов, своевременном информировании о том, что это естественный и важный этап в развитии их ребенка, когда закладываются основы взаимодействия с миром предметов и миром людей, усваиваются культурные и социальные ценности, формируется самовосприятие и чувство "Я".
5) Диагностика эмоционально-волевой сферы и готовности к обучению в школе, помощь в выборе подходящей общеобразовательной программы. ("Возьмут ли моего ребенка в школу? Насколько он готов к такой жизни? Какую школу для него лучше выбрать? Может быть его все же стоит отдать в детский сад за год до школы?" и т. д.).
6) Семейные проблемы, которые негативно отражаются на ребенке в данный момент жизни (развод родителей, внутрисемейные конфликты, болезнь или смерть одного из членов семьи, переезд семьи на новое место жительства, рождение сиблинга и т. д., и желание родителей в связи с этим помочь ему, снизив их стрессовое воздействие. ("Как мне лучше всего сообщить ребенку о нашем с его отцом решении развестись? Как помочь ему пережить это?").
7) Задержка или нарушение развития ребенка на когнитивном, эмоционально-волевом, сенсомоторном или психоречевом уровнях. ("Почему мой ребенок отстает, не умеет или не хочет делать то, что доступно большинству детей его возраста? Как ему помочь или научить этому?").
8) Трудности в детско-родительских отношениях, нарушение контакта между взрослым и ребенком, частые конфликты, скандалы, истерики ("Я не понимаю, что он от меня хочет! Я устала! Может быть я плохая мать?").
Прояснение проблемы и ее видения каждым участником встречи.
На данном этапе необходимо подробно расспросить каждого члена семьи о его видении проблемной ситуации. Приведем возможные варианты вопросов:
• Почему именно сейчас вы решили обратиться за консультацией к психологу?
• Наблюдался ли ваш ребенок у других специалистов, и если да, то в связи с чем?
• Произошли ли какие-то значимые изменения или события в жизни вашей семьи за последний период (переезд в другой город или страну, смерть членов семьи, рождение детей, развод, выход на работу или потеря работы и др. ?
• Кто первым заметил появление проблемы?
• Как и когда проявляется проблема, как долго?
• В каких ситуациях проблема не дает о себе знать? Сколько по времени это длится?
• Кто из членов семьи, возможно, не считает сложившуюся ситуацию проблемой и почему? Как члены семьи (включая самого ребенка) реагируют на проблему, что каждый из вас думает, чувствует или делает в этот момент? Как реагирует ваш ребенок на действия и эмоции других участников проблемной ситуации?
• Кто из членов семьи реагирует на проблему больше всех, кто меньше?
• Кто из вас больше всего хочет перемен и каких? Кто ничего не хотел бы менять? Что вы хотели бы изменить в жизни своей семьи, а что оставить как прежде?