Смирнова Ирина Витальевна
Перспективный план занятий по формированию грамматического строя речи у детей с недостатками слуха в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений развития речи детей является формирование и развитие грамматического строя речи.
Грамматический строй речи у слабослышащих детей не сформирован в той степени, какая характерна для нормально развивающихся детей того же возраста. Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами, употреблению местоимений и предлогов. Грубые нарушения проявляются по разному: от употребления только однословных предложений до развернутой фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых, временных согласованиях, в употреблении предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик бросил мяч).
Публикация «Перспективный план занятий по формированию грамматического строя речи у детей с недостатками слуха в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Не расслышав безударное начало или конечную часть слова, дети либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде («купай» вместо купает).
Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста.
При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами. Однако и при менее тяжелом снижении слуха лексическая сторона речи у слабослышащих обычно оказывается нарушенной.
Следовательно, от педагогов школы для детей с недостатками слуха требуется систематическая, целенаправленная работа по восполнению пробелов в развитии речи детей.
Одной из форм организации такой работы является кружок «Раз словечко, два словечко.»
Занятия кружка проходят с учащимися 4 класса 2 раза в месяц в вечернее время (16.50)
Направление работы кружка- коррекционное.
Цель: формирование и развитие грамматического строя речи у детей, правильное произношение окончаний слов.
Задачи:
1. Категория род:
- упражнять детей в умении определять род существительных
-правильно произносить окончания существительного того или иного рода
-согласовывать существительные с прилагательными по родам
2. упражнять детей в образовании существительных именительного падежа множественного числа.
3. упражнять детей в умении образования форм родительного надежа.
4. активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
5. упражнение в согласовании местоимения с существительным.
6. Согласование слов в предложении с использованием предлогов.
7. сформировать навыки образования слов с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Занятия кружка проводится в форме дидактических игр и игровых упражнений
Перспективный план на 1 полугодие:
10.09 Тема: Род существительных. Согласование существительных с прилагательными по родам. Д/игры:
1. Чудесный мешочек
2. Что бывает?
3. Бывает-не бывает
24.09 Тема: Образовании существительных именительного падежа множественного числа.
Д/игры:
1. Один-много
2. Что растёт в лесу?
3. У кого похожая картинка?»
4. Что пропало?
15.10 Тема: Образование существительных родительного падежа.
Д/игры:
1. Эрудит
2. Чего не стало?
29.10 Глаголы.
Д/игры:
1. Кто больше действий назовёт?
2. Я-они
12.11. Тема: Согласование местоимения с существительным.
Д/игры:
1. Мой-моя-моё-мои
10.12
Тема:Согласование слов в предложении с использованием предлогов.
Д/игры:
1. Что на ёлке, что под ёлкой?
2. Где машина?
24.12
Тема:Образование слов с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Д/игры:
1.Ёж и ёжик
2. Назови ласково
Описание игр:
Чудесный мешочек
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания»
Что бывает?
Цель: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов. Содержание. Взрослый называет признак предмета. Детям необходимо к названному признаку подобрать название предмета: «Что бывает красным (круглым, высоким, сладким, горячим, вязаным, железным, легким, колючим?» Дети поочередно предлагают по одному варианту. Побеждает тот, кто остается в игре последним (дает большее количество ответов)
Бывает не бывает
Яблоко зелёное?
Из чего сделано?
Называю предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, колесо из резины. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (резиновое колесо, резиновый мяч, резиновая лодка).
Один – много.
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.
Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.
Речевой материал: - У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребенок).
Что растет в лесу?
Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.
Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).
Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?
У кого похожая картинка?
Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая. - На моей картинке нарисован мальчик. У кого есть такая же?
Измени слово
Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Оборудование: мяч.
Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.
Упражнение «Угадай, что пропало?»
Цель: закрепить произношение окончаний существительных множественного числа
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на фланелеграф вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Что пропало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.
Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: - У кого большой хобот? - У кого пушистый хвост? - У кого нос пяточком? - У кого длинные уши? - У кого есть копыта?
Чего не стало?
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т. д
Я - они»
Цель: формировать умение детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.
Ход задания: экспериментатор называл действие в единственном числе, а дети должны ответить во множественном числе.
Речевой материал: Я иду. – Мы идем. Я пою. – Мы поем. Я мою руки. – Мы моем руки. Я гуляю. – Мы гуляем. Я играю. – Мы играем. Я сплю. – Мы спим
.Мой—моя—мое—мои
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово
Что на елке, а что (кто) под елкой, рядом, около елки?
Цель: закрепить понимание предлогов на, под, рядом, около; активизировать словарь по теме.
Игровой материал: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.
Ход игры. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Что находится рдом с елкой, окол нее. Предлоги необходимо выделять голосом.
Где сейчас машина?»
Цель: учить понимать предложные конструкции.
Игровой материал: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход игры: Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т. д.
Упражнение «Еж и ежик»
Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование, уменьшительно-ласкательный суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький. Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут. Речевой материал: - Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т. д., а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).
Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.
Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.