Людмила Рожнева
Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ "ДС "Снежинка", Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой.
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов [4, c. 123].
Публикация «Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Грамматический строй речи, по наблюдению А. Н. Гвоздева, проходит два периода.
Первый - от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес., это период предложений, состоящих из аморфных слов - корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. И в нем отчетливо выделяются две стадии:
а) однословные предложения (1год 3 мес. - 1год 8 мес.)
б) предложения, состоящие из нескольких слов, главным образом двух словные.
Второй период - от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это время усвоения грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Наблюдается быстрый рост разных типов простого и сложного предложений, члены которых получают выражение в синтаксических средствах языка.
В пределах этого периода намечаются три стадии:
а) формирование первых форм (1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.);
б) использование флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.);
в) усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений. Начиная с 2 лет 6 мес. и до 3 лет ребенок овладевает употреблением целого ряда союзов.
По наблюдениям А. Н. Гвоздева, в это время появляются такие союзы: и, а, когда, как, только, значит, потому что, где, зато, какой. В возрасте до 3 лет из 39 союзов усваивается 15 [4, c. 21].
Нормально развивающийся ребенок, прежде всего, усваивает падежные формы. Интенсивно в возрасте 3 - 3,5 идет и процесс словотворчества. Причем дети правильно чувствуют язык, понимают, что употребление определенных суффиксов приведет к созданию образа маленького зверька. И пусть они называют их не правильно с точки зрения лексикологии, но формально они действуют верно. ( Гвоздев приводит пример игры с сыном: я мишульчик, а ты медведь) [2, c. 87].
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». Ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает», но развернутые фразы, как правило, еще далеко не всегда правильны. Хотя, ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле») [2, c. 88].
Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока носит ситуативный характер. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик», различать их местоположение («Поставь рядом»). Пользоваться существительными, обозначающими названия транспорта, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия; прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (близко - далеко; низко - высоко; быстро - медленно; темно — светло; хорошо - плохо). Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени, составлять фразы из 3-4 слов. Отвечать на вопросы воспитателя. Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысонька, куда пошла?») [2, c. 87].
Таким образом, у младших дошкольников усвоение ребенком грамматического строя языка выражается не только в овладении грамматическими формами, но также и словесным составом речи. Умение выделять слова из целого предложения формируется у ребенка медленно - на протяжении всего дошкольного возраста, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть формирование этого умения. Это умение чрезвычайно важно, так как оно создает предпосылки для усвоения ребенком ребенка не только форм отдельных слов, но и связей между ними внутри смыслового целого. Все это служит началом нового этапа в усвоении языка, который может быть назван собственно грамматическим отличием от дограмматического, охватывающего весь период усвоения до начала школьного обучения.
Литература
1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Изучение грамматической стороны речи детей дошкольного возраста / [Текст] М. М. Алекссев - М. «Век», 2015 – 159 с.
2. Алиева, Т. И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / [Текст] Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Анаутова и др. Научн. ред. Л. А. Парамонова, Н. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. - М. :Карапуз, 2017. – 240 с.
3. Бойкова, С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / [Текст] С. В. Байкова – М. ,2015. – 153 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / [Текст] А. М. Бородич - 2-е изд. М. : Просвещение, 2016. - 255 с.
5. Бородич, А. М. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.detskiysad.ru/rech/metodika25.html