Елизавета Костылева
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Обследование детей (1-2 неделя сентября) :
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2. Выявить структуру и механизм речевых нарушений.
3. Заполнить речевые карты на каждого ребенка.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие общих речевых навыков:
1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.
2. Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать речевой режим.
3. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
Публикация «Перспективный план работы с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
4. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх драматизациях, в играх со звукоподражаниями.
5. Продолжить работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Звукопроизношение:
1. Разработка артикуляторного аппарата, подготовка к постановке звуков.
2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
Работа над звукослоговой структурой слова
1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и вконце слова (стол,мост).
2. Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха,домик)
3. Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (василёк,малина).
Развитие фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений:
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки)
2. Знакомство с понятиями: «звук», «слово», «предложение».
3. Знакомство с понятиями: «гласный звук», «буква»,гласными звуками[у], [а], [и], [о].
4. Анализ и синтез звукосочетаний : ау, уа, уиа, аои.
5. Упражнять детей в выделении гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов.
6. Подбор слов на гласные звуки.
7. Знакомство с понятиями: «согласный звук», «твёрдый- мягкий согласный звук», «звонкий-глухой согласный звук»,согласными звуками[м],[м`],[н],[н`],[п],[п`], [к],[к`],[т],[т`].Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, середина,конец,
8. Звуковой анализ прямых и обратных слогов с изученными буквами,преобразование слогов путём изменения одного звука.
9. Полный звуковой анализ и синтез трё хзвуковых слов с изученными звуками:кот,мак.
10. Подбор слов на согласные звуки.
11. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога. Учить анализировать предложение с простыми предлогами и составлять их графические схемы.
Грамота
1. Упражнять детей в «печатании» и чтении слогов, слов, предложений, с пройденными буквами.
2. Познакомить детей с буквами А,У,И,О,М,П,Н,Т,К.
3. Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, «печатании», лепке из пластилина и т. д.
4. Учить детей печатать и читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.
5. Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.
Грамматика
1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе по всем лексическим темам.
2. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам)
3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнять понимания их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги: из- под, из-за.
4. Уточнять понимание детьми значения глаголов с различными приставками, упражнять в образовании и практическом употреблении глаголов речи.
5. Совершенствовать умение, согласовывать числительные 2 и 5 с существительными (по указанным темам).
Лексика
1. Накопление и уточнение словаря по следующим темам:
• Осень. Сезонные изменения. Осенние месяцы.
• Огород. Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.
• Сад. Фрукты. Труд взрослых в садах.
• Ягоды. Грибы. Лес осенью.
• Хлеб
• Продукты питания.
• Одежда. Обувь. Головные уборы
• Перелётные птицы. Водоплавающие птицы.
• Домашние птицы и их детёныши.
• Домашние животные и их детёныши.
• Дикие животные наших лесов.
2. Закрепить обобщающие понятия по названным темам
Развитие связной речи
1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
2. Продолжать обучать составлению предложения по картинке, учить распространять его.
3. Закреплять умения составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
4. Учить грамотно задавать вопросы.
5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
6. Совершенствовать навык составления рассказов по картинке или серии картин, по заданному плану.
Мелкая моторика
Развивать мелкую моторику с помощью трафаретов, штриховок, обводок по темам (завязки, мозаики, пальчиковые игры, вышивание, вырезание)
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Развитие общих речевых навыков:
1. Продолжить работу по развитию у детей правильного речевого дыхания
2. Совершенствовать у детей произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
4. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Звукопроизношение
1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков. (индивидуальная работа)
2. Продолжить автоматизация и дифференциация поставленных звуков на разных этапах: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в связной речи.
Работа над звукослоговой структурой слова
1. Работа над структурой слов со стечением согласных в на чале слова (книга, цветок, в середине слова (окно, палка, карман, в конце слова (радость).
2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).
Развитие фонематического анализа, синтеза,фонематических представлений
1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
2. Упражнять детей в различении твердых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов и предложений.
3. Совершенствовать навык выделения заданного звука и слова.
4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов.
5. Познакомить детей с новыми звуками [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ы],[э],[х],[х`][с], [с’], [з], [з’],. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками.
6. Проводить звуковой анализ слогов и слов типа:дом,дам,гудок,мухи.
7. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятие «слог как часть слова».
8. Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлога и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.
Грамота
1. Совершенствовать у детей навыки «печатания» и чтения слогов, слов, предложений с освоенными буквами.
2. Познакомить детей с новыми буквами Б,Д,Г,Ы,Х,Э,С,З.
3. Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек и шнурочков, в «печатании», лепки из пластилина, «рисовании» в воздухе.
4. Продолжать обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов.
5. Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, наложенные друг на друга.
6. Учить детей «печатать» и читать слоги, слова, предложения с новыми буквами.
Грамматика
1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (см. «Лексика») 2. Познакомить детей с новыми способами звукообразования. 3. Продолжить работу по обучению, согласованию имен прилагательных по лексическим темам с существительными. 4. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных по лексическим темам. 5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги. 6. Продолжать работу над обучением, образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками, глаголы, обозначающие трудовые действия. 7. Учить употреблению в речи антонимов.
Лексика
1. Систематизировать знания детей о зиме, зимующих птицах, о зимних явлениях природы, познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей животных жарких и холодных стран, расширить представление об их повадках и поведении, уточнить их место обитания, питания. 2. Накопление и уточнение словаря по следующим темам:
• Зима. Приметы птицы.
• Зимующие птицы.
• Посуда.
• Новогодний праздник.
• Зима. Зимние забавы и развлечения.
• Транспорт
• Стройка. Професии на стройке.
• Дикие животные жарких и холодных стран.
• Моя семья
• Человек.
• Рыбы
• Наша армия. Военная техника. Военные профессии.
Развитие связной речи
1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием моделей или плана по серии картин, по картине.
2. Учить детей составлять рассказы из личного опыта.
3. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения, развивать коммуникативную функцию речи.
4. Совершенствовать навык пересказа.
5. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Мелкая моторика
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по темам II периода).
4. Усложнить работу с карандашом : обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
5. Составление букв из элементов.
6. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
III период обучения (март, апрель, май)
Общие речевые навыки:
1. Развивать длительность речевого выдоха.
2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневной жизни.
3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте тембра).
Звукопроизношение
Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.
Работа над звукослоговой структурой слова
1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.
Развитие фонематического анализа, синтеза,фонематических представлений
1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твердых-мягких, звонких-глухих согласных, в выделении звука из слова.
2. Закрепить умения проводить полный звуковой анализ слов.
3. Познакомить детей с новыми звуками [в],[в`],[ф],[ф`], [ж], [ш],[ц],[л],[л`],[ч],[р],[р`],[щ]. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова в подборе слов с этими звуками.
4. Совершенствовать навык слогового анализа трех- и четырехсложных слов.
5. Совершенствовать навык анализа простых предложений и предложений с простыми предлогами. Учить анализировать предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем и предложений.
6. Закрепить умение проводить звуковой анализ слогов,слов. Подбор слов на заданные схемы.
Грамота
1. Закрепить навык «печатания» слогов, слов, предложений.
2. Познакомить детей с новыми буквами В,Ф,Ц, Ш, Ж,Ч,Щ,Л, Р.
3. Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов.
4. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, буквы наложенные друг на друга.
Грамматика
1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам, согласование прилагательных и числительных с существительными.
2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.
4. Совершенствовать умения образовывать сравнительные формы прилагательных.
5. Совершенствовать правильное образование антонимического словаря.
6. Совершенствовать правильное образование синонимического словаря.
Лексика
Накопление уточнение словаря по следующим темам:
• Ранняя весна. Мамин праздник.
• Рыбы
• Мебель
• Перелётные птицы весной
• Наша Родина. Москва-столица Родины.
• Космос
• Наш город,улица,дом и его части.
• Труд людей весной.
• Насекомые
• День Победы
• Школа. Школьные принадлежности.
2. Обобщить представление детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить детей с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменение в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. 3. Углубить и расширить знания детей о собственном городе, об отличительных чертах города, воспитывать чувство гордости за родной город. 4. Расширить и обобщить представление детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях.
Развитие связной речи
1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картинке и по серии картин. Рассказы из личного опыта.
2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
Мелкая моторика
1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур
4. Составление букв из элементов. 5. Печатание букв, слов и предложений.