Ирина Рева
Перспективный план кружковой работы с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Работа кружка направлена на развитие поисковых способностей у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность развития таких способностей заключается в следующем: существует мнение, что для успешной подготовки ребёнка к школе нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится, писать. Намного важнее развить у ребёнка, внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Темочки:
План кружка предусматривает овладение детьми способами практического взаимодействия с окружающей средой в форме экспериментальных действий.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ему интересно все, что связано с окружающим миром, расширением кругозора. Лучшим способом получить познавательную информацию является исследовательская деятельность, что доказано ведущими педагогами Н. Е. Веракса, Н. Н. Поддъяковым и т. д.
месяц тема цель организация материалы
сентябрь «Осень лисьим шагом крадётся
по оврагам».
2.«Почему цветы осенью вянут?»
Обратить внимание детей на сезонные изменения в природе. Дать представления о взаимосвязях живой и неживой природы.
Установить зависимость роста растений от температуры, поступаемой влаги. Наблюдения за солнцем.
Опыт «Греет -не греет».
Наблюдения за деревьями, травой.
Составление гербария.
Сбор семян цветов.
Проведение опыта в группе.
Два камушка, примерно одинакового размера.
Горшок со взрослым растением; стеклянная трубочка, вставленная в резиновую трубку длиной 3см, соответствующая диаметру стебля растения; прозрачная ёмкость.
октябрь 1.«На свету и в темноте».
2.«В тепле и холоде» Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Выделить благоприятные условия для роста и развития растений. Проведение опыта в группе. Наблюдения в течение 7-8 дней.
Проведение опытов в группе. Наблюдение за растениями на улице. Лук, коробка из прочного картона, две ёмкости с землёй.
Альбом для зарисовки результатов наблюдений.
Ветки деревьев, горшок с цветами с клумбы, выкопанный заранее. Альбом.
ноябрь 1.«Сухой из воды»
2. «Упрямый воздух».
Определить, что воздух занимает место.
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Проведение опытов в группе.
Опыты в группе, наблюдения на прогулке за ветром.
Ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой.
Бруски с флажком, банки.
Шприцы, ёмкость с подкрашенной водой, пипетки.
декабрь 1.«Откуда берётся вода?»
2. «Какие свойства?»
Познакомить с процессом конденсации.
Сравнить свойства воды, снега, выявить особенности их взаимодействия. Опыты в группе.
Наблюдения на улице. Опыты в группе. Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Ёмкости со снегом, водой, льдом.
январь 1.«Уличные тени».
2. «Теневой театр»
Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Отгадывание загадок про тень, наблюдения за тенью в разное время суток
Фильмоскоп, теневой театр.
февраль 1.«Мы фокусники».
2. «Как увидеть магнитные силы? Два магнита» Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом.
Показать магнитное поле вокруг магнитов.
Выявить особенности взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Опыты в группе.
Опыты в группе
. Деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, ёмкость с водой, «волшебная рукавичка» с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.
Стаканчик, металлические опилки, магниты, картон, скрепки.
март 1.«Волшебный шарик. Чудо-причёска».
2. «Почему всё падает на землю? Две пробки». Установить причину возникновения статистического электричества, познакомить с его проявлением и возможностью снятия его с предметов.
Понять, что земля обладает силой притяжения.
Выяснить как действует сила притяжения. Опыты в группе, наблюдения из жизни.
Опыты в группе. Пластмассовые шарики, авторучки, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани, бумаги, расчёска, воздушный шарик, зеркало, ткань.
апрель 1.«Могут ли животные жить в земле?»
2. «Наверх» Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Наблюдения на прогулке, опыты в группе. Почва, спиртовка, металлическая тарелка, зеркало, ёмкость с водой.
Земляные черви, земля, камушки, стаканы.
май 1.«Согреем Заюшкину избушку».
2. «Защитим себя от солнца». Воспитывать устойчивое стремление преобразовывать предмет, самостоятельно находить новые решения при выполнении задания по условию.
Реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности. Научить делать шапочку из бумаги по типу оригами.
Работа в группе. Альбомные листы, карандаши, краски, фломастеры.
Схема изготовления шапочки, бумага.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Полученные знания и умения пригодятся детям летом, когда основное время проводится на улице и близость с природой наиболее полно.
Думаю, всё, что дети узнают в зимнее время позволит им полнее понять всё, что их окружает, глубже вникнуть в тайны природы, значит поможет более бережно и осознанно к ней относиться.