Ольга Бердникова
Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи и содержание коррекционного обучения детей 5-го жизни с ОНР определяется с учетом потенциальных возможностей детей, выявленных при логопедическом обследовании, и соотносятся с общеобразовательными требованиями, представленными в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, / ФГОС
Организация коррекционно-воспитательной работы логопеда.
Публикация «Перспективный план работы учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Основные направления коррекционного обучения в средней группе:
1. Развитие понимания речи;
2. Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи;
3. Формирование правильного звукопроизношения.
Данные направления реализуются на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Подгрупповые логопедические занятия в первом периоде обучения проводятся 3 раза в неделю:
(октябрь, ноябрь, декабрь)
2 занятия: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи;
1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.
Цель подгрупповых логопедических занятий в первом периоде обучения:
- развитие понимания речи;
- расширение объема словаря детей; работа над слоговой структурой слова;
- работа над структурой фразы, ее грамматическим и интонационным оформлением;
- научить детей слушать и понимать короткие рассказы, уметь отвечать на вопросы по содержанию (можно односложно или короткими предложениями).
Цель индивидуальных занятий в первом периоде обучения:
-развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
-развитие мышления, памяти, внимания;
- фонетические упражнения для уточнения правильного произношения сохранных звуков; для постановки отсутствующих звуков
Подгрупповые логопедические занятия во втором и третьем периодах обучения проводятся 3раза в неделю:
(январь, февраль, март, апрель, май)
2 занятия: формирование лексико-гамматических средств языка и развитие связной речи;
1 занятие: интегрированное с воспитателями или со специалистами на закрепление правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова.
Цель подгрупповых логопедических занятий во втором и третьем периодах обучения:
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие самостоятельной фразовой речи;
- развитие произносительной стороны речи;
- работа над слоговой структурой слова;
Цель индивидуальных занятий во втором и третьем периодах обучения:
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
- вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза);
- формировать слоговую структуру слова.
Работа с воспитателями
1. Работу в группе проводить в тесной взаимосвязи с воспитателями. С этой целью:
- совместно с воспитателями провести комплексное обследование умений и навыков детей;
- провести открытое логопедическое занятие для воспитателей;
- рассказать воспитателям о дефекте речи каждого ребенка;
- знакомить воспитателей с разными требованиями к речи детей на разных этапах работы;
- посещать занятия воспитателей с целью выработки единых требований к речи детей.
2. С воспитателями группы провести консультации на темы:
«Результаты обследования»
«Коррекция вторичных дефектов»
«Использование наглядных пособий на занятиях по заданию логопеда»
3. С педагогами ДОУ провести консультацию «Массаж и самомассаж для детей».
Работа с родителями
1. Регулярно вести пропаганду логопедической работы среди родителей.
2. Проводить пятиминутки, консультации по запросам родителей.
3. Наглядная агитация. Оформить стенд «Для вас, родители». Регулярно размещать консультативный материал, согласно плана работы с родителями.
4. Провести родительские собрания на темы:
«Характеристика речевого и общего развития детей»
«Итоги логопедической работы за год обучения»
Методическая работа. Повышение квалификации.
1. Регулярно посещать методические объединения.
2. Для педсовета подготовить просмотр презентации на тему: «Формирование речи дошкольников посредством дидактических игр»
3. Систематически изучать методическую литературу.
4. Подготовка к аттестации.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
1. Обследование состояния речи детей (сентябрь)
2. Обучение детей.
I период обучения
(октябрь, ноябрь, декабрь)
1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
4. Вырабатывать правильный темп речи.
5. Работать над четкостью дикции.
6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующие интонации.
2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1. Уточнение произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [э] (звукосочетаний [ау], [уа], [иа]).
2. Уточнение произношения наиболее легких согласных:
[м], [п], [б].
3. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков
(артикуляционная гимнастика).
3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
3. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].
4. Начать упражнять детей в анализе на слух слияний гласных звуков [ау], [уа]
5. Учить слушать стихотворный текст, подбирать слова близкие по звучанию и подходящие по смыслу (Игра «Подскажи словечко»
4. ЛЕКСИКА
Лексические темы: «Игрушки». «Овощи». «Фрукты». «Деревья». «Осень». «Человек». «Одежда». «Обувь». «Посуда».
5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1. Практическое освоение существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом.
2. Практическое овладение существительными единственного и множественного числа в именительном падеже (игра «Один — много»).
3. Усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой, моя шуба).
4. Употребление существительных в винительном, дательном, родительном, творительном, предложном падежах в единственном числе (с предлогами у, с и без предлогов)
5. Преобразование глаголов 3-го лица единственного числа в глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени. (Девочка идет. – Девочки идут. Самолет летит. – Самолеты летят.).
6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы логопеда предложениями из 2-3 слов.
2. Овладение навыком составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.
3. Составление простых предложений по картинке.
II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(январь, февраль, март)
1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1. Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха (уп ражнения «Задуй упрямую свечу», «Снежинки летят» и т. п.). Дли тельность выдоха — на счет до 4.
2. Отработка слитности 2-3 гласных (упражнение «Потянем резиночки»: а-о, а-у, у-и).
3. Работа над силой выдоха (упражнения: «Мельница» (дуть на вертушку, «Забей мяч в ворота» (катание шарика по желобку).
4. Развитие силы голоса: громко, средне, тихо. Упражнения: «Гудок»: (у-у-у, «Эхо»: (ау-ау-ау).
2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.
2. Уточнение произношения согласных звуков: [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ы].
.
3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
1. Упражнять детей в различение слов близких по звуковому составу.
2. Учить детей выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах (Аня, аист, мак и т. д.).
4. ЛЕКСИКА
Лексические темы: «Домашние животные». «Домашние животные и их детеныши». «Домашние птицы». «Дикие птицы (Зимующие)». «Профессии». «День защитника Отечества». «Транспорт». «Праздник 8 марта». «Семья». «Дом». «Мебель».
5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1. Практическое усвоение окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени (Таня слепила. Вова сле пил).
2. Образование существительных единственного и множествен ного числа с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, ят. (тема «Дикие и до машние животные и их детеныши») в именительном и родитель ном падежах (лисенок —лисенка, лисята — лисят).
3. Родительный падеж сушествительных с предлогом у (У лисы – лисенок, лисята.).
4. Творительный падеж сушествительных с предлогом с (Лиса с лисенком).
5. Закрепление и употребление в речи существительных в винительном падеже по теме «Профессии» (игра «Кому что нужно для работы?»).
6. Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, под, из, за.
6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1. Закрепление навыков построения предложения из 3—4 слов.
2. Составление описания предметов по об разцу, с опорой на схему.
3. Дословный пересказ небольших рассказов и сказок (с по мощью логопеда).
4. Заучивание простых стихотворений.
III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
(апрель, май, июнь)
1. РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом
(длительность выдоха на счет 4—5).
2. Начать работу над модуляцией голоса (повышение — понижение голоса).
Упражнения «Жук» (ж-ж-ж, «Кукушка» (ку-ку-ку).
3. Работа по воспитанию правильного темпа и ритма (используя ручные куклы бибабо, считалки и т. п.).
4. Воспитание интонационной выразительности речи (используя потешки, стихи, игры-драматизации).
2. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и речевых игр.
2. Уточнение произношения звуков: [c’], [c], [з’], [з] [ц]
3. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
1. Закреплять умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у]
2. Закрепление выделения гласных звуков из ряда звуков [ау], [иам], [оба]
3. Учить определять наличие звука в слове. Упражнение «Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове» (кот, мама,каша, дым)
4. Воспроизведение слоговых рядов
4. ЛЕКСИКА
Лексические темы: «Весна», «Перелетные птицы», «Наш город», «Цветы», «Насекомые», «Лето».
5. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе
(Небо какое? — Голубое.
Весна какая? Теплая.
Воздух какой?— Чистый).
2. Практическое употребление приставочных глаголов движения
(Птичка прилетела, залетела, вылетела, улетела).
3. Расширение знания значений предлогов в — из, под — на, за — перед.
4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношен между словами
(высокий — низкий, толстый — тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий,
добрый – злой, веселый - грустный).
6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
1. Работать над диалогической речью (диалог со сверстниками)
2. Учить задавать вопросы и отвечать на них.
3. Пересказ небольших текстов.
4. Составление небольшого рассказа по образцам (об игрушке, предмете, картине — сначала предметной, затем сюжетной).