Людмила Веренич
Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей — подготовительной к школе логопедической
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима. Зимующие птицы»
-артикуляционная гимнастика
- Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
- Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
- Сосулька. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до 10.
- Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
Публикация «Перспективный план работы по развитию моторики, дыхания и голоса у детей старшей — подготовительной к школе логопедической» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
- Завывает вьюга. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять боковые стороны языка, свернуть язык в «желобок» и подуть.
Дятел. Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой.
Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд- тдд-тдд».
- пальчиковая гимнастика
Старшая группа
1,2,3,4 - загибают пальчики обеих рук одновременно
Мы с тобой снежок слепили - «лепят» снежок
Круглый, крепкий, - показывают круг, сжимают ладони вместе
Очень гладкий - гладят одной ладошкой другую
И совсем – совсем несладкий. – грозят пальчиком
Раз – подбросим, - смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок
Два – поймаем - приседают – ловят, встают
Три – уроним и … сломаем. – роняют, топают ногами.
«У Зимы в лесу изба» упражняем детей в согласовании слов с движениями, развиваем мелкую моторику.
У Зимы в лесу изба, - руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком
Во все стороны резьба. - указательными пальчиками в воздухе делаем вращательные
движения
Два столба хрустальных врыты,
Сторожить поставлены. - дети ставят кулачок на кулачок попеременно
Ледяные окна скрыты
Ледяными ставнями. - руки перед собой, ладони прижаты друг к другу ребром, поворачиваем
руки к себе ладонями, затем тыльной стороной
На шесте, на ледяном
Ходит ворон ходуном. - указательным пальцем правой руки пересчитывают пальцы левой.
2. Развитие речевого дыхания.
Птицы поют.
-Щегол: «Пить-пить-пить-пить».
-Снегирь: «Фью-фью-фью-фью».
-Воробей: «Чирик-чик-чирик».
-Чайка: «Га-ак аг-аг, гре,гри».
-Синичка: «Синь-синь-синь-синь».
-Ворона: «Кар-кар-кар-кар»
Произнести названия четырёх – шести птиц на одном выдохе: -сова, снегирь, синица, сойка;
-воробей, ворона, чайка, щегол.
Гуля-голубок
-Гуля, сизый голубок! Сядь на ветку на дубок!
-Я бы сел, да совушка, нечёсана головушка,
Там глазками – луп-луп! А ножками – туп-туп!
На дубок я не хочу, я за речку полечу –
Во зелёную долину, на весёлую рябину. (Удмурдская песенка)
Скороговорка.
Расклевал дрозд рябины гроздь.
Воробей чего ты ждёшь?
Хлебных крошек не клюёшь.
-Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки. (А. Тараскин)
3. Упражнения для мышц шеи:
Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.
Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево - вправо.
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
Голодные птенчики клеста. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам».
«Птенчики глотают пищу». Глотание слюны.
5. Мимические упражнения:
Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»
Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц
Передать эмоциональное состояние: «Вы сочувствуете птицам, жалеете их»
Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Страх, ужас, испуг.
Показать: «Вы сердитесь на кошку»
Кошка отпустила воробья, изобразить: «Вы пожалели воробья».
6. Координация речи с движением.
Старшая группа
Давай, дружок, смелей, дружок, - идут по кругу, изображая, что катят перед собой
Кати по снегу свой снежок. снежный ком
Он превратится в снежный ком, - «рисуют» обеими руками большой круг
И станет ком снеговиком. - «рисуют» снеговика из трех комков
Его улыбка так светла! - широко улыбаются
Два глаза, шляпа, нос, метла. – показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,
дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держа воображаемую метлу
Но солнце припечет слегка – - медленно приседают
Увы! – и нет снеговика. – разводят руками, пожимают плечами.
(В. Егоров)
Подготовительная группа
«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся, - дети бегут на носочках по кругу, взмахивая руками
Роем блестящим кружатся и вьются. – кружатся на месте, руки на поясе
Белыми пчелами вдруг обернутся, - вновь бегут по кругу на носочках
Мерзлой земли на минуту коснутся. - приседают
Снова кружатся в пляске морозной, - встают и кружатся на носочках
В небо взлетят, как хрустальные звезды. – снова бегут по кругу.
«Снегири»
Вот на ветке, посмотри, - опущенными руками хлопают себя по бокам
В красных майках снегири. – показывают грудку руками
Распушили перышки, - мелко потряхивают кистями опущенных рук
Греются на солнышке.
Головой вертят, - повороты головой влево - вправо
Улететь хотят. – бегут по кругу, взмахивая руками.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
«Медведь»
Как на горке – снег, снег, - дети стоят кружком, в центре которого «спит медведь»
Руки постепенно поднимаются вверх - вдох
И под горкой – снег, снег, - приседают, опускают руки - выдох
И на елке – снег, снег, - опять встают, поднимают руки - выдох
И под елкой – снег, снег. - приседают, опускают руки - выдох
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь! - на цыпочках бегут по кругу; на последних словах «медведь»
И. Токмакова просыпается и бросается ловить детей.
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах, - дети изображают ходьбу на лыжах
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках, - изображают бег на коньках
Но упали мы. Ах! - «падают»
А потом снежки лепили, - стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями
А потом снежки катили, - катят воображаемый комок
А потом без сил упали - «падают»
И домой мы побежали. – бегут по кругу.
Дидактические игры
Какая это птица? Педагог, а затем и дети, рассказывают всё о птице, не называя её.
Назови ласково. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: чёрное перо – чёрненькое пёрышко и т. д.
Что могут делать птицы? Активизация глаголов по теме.
Для чего? Закрепление знаний детей о частях тела птицы.
Составь предложение. Формирование навыка составления предложений по трём опорным предметным картинкам. (Птица – гнездо – кормушка. Птица вылетела из гнезда и села на кормушку.)
Почему так называется? Учить детей объяснять значения сложных слов: красногрудая, насекомоядная, сероглазая, длиннохвостая и т. д.
Мы с картинками играем, по порядку называем. На панно выставлены пять и более картинок, дети запоминают и один ребёнок по памяти называет птиц. Остальные дети, если ответ верный, хлопают в ладоши, если нет, то не хлопают.
Чего не бывает? Дети составляют предложения о том, чего не бывает зимой. (Зимой не бывает жары).
Придумай слово. Образование родственных слов: снег – снежок – снежочек – снежинка – снегопад – снеговик – снежки и т. д.
Распутай слово. Составление слов из частей: ва-со – сова; ма-зи – зима и т. д.
Угадай слово. Убирать лишние слоги и выделять слово: дя-дя-дя, тел-тел-тел – дятел.
Живые слова. Составлять из звуков слова. Трём или четырем детям «даётся» звук, другой ребёнок составляет слово.
Игра «Слово потерялось». Зимний холодный ветер унес слова из предложений, помогите словам вернуться на свое место. (упражнять детей подбирать глаголы)
Зимой метель … (метет).
Ночью ветер в трубах … (завывает, воет).
На зиму медведь в берлоге … (засыпает).
Вода в реке … (замерзает).
Из снеговой тучи снежинки … (падают, летят, кружатся).
В лесу голодный волк … (воет).
Мороз щеки и носы … (щиплет).
Подобную игру модно провести, подбирая родственные слова к слову «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые. (снежинки)
На поселке, на лужок
Все снижается. (снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка. (снегурка)
На снегу - то, посмотри? –
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
Какие слова мы добавляли? На какое слово они все похожи? Подберите похожие слова к словам:
Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие.);
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки);
Лед - (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед).
Игра «Потому что.» упражнять детей в умении устанавливать причинно-следственные связи, логически завершать предложения.
Дети приготовили коньки, потому что…
На одежду попадали мелкие шарики, потому что…
К вечеру намело большие сугробы, потому что…
Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, потому что…
На улице все падали и скользили, потому что…
Утром все было белым-бело, потому что…
С крыш свисали длинные сосульки потому что,
Зимой люди ходят в теплой одежде, потому что…
Заяц, лиса и белка не мерзнут, потому что…
Дети любят зиму, потому что…
Дети не смогли слепить снеговика, потому что…
Ледяная дорожка не скользила, потому что…