Людмила Веренич
Перспективный план работы «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда» в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда» -подготовительная к школе группа
1. Развитие мелкой моторики:
-артикуляционная гимнастика
Кувшин с узким и широким горлышком. Вытянуть губы то широкой, то узкой «трубочкой».
Самовар. Надуть обе щеки одновременно.
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
Чашечка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».
Публикация «Перспективный план работы „Посуда, виды посуды, Материалы, из которых сделана посуда“ в логопедической группе» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Планирование. Планы работ
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Проекты, планы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок. Рот открыть, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».
- пальчиковая гимнастика
Старшая группа
Кран с водою мы открыли - вращательные движения, будто открываем кран
И посуду перемыли – - «моем» посуду
Чайник, чашку, ковшик, ложку - загибаем пальчики одновременно на обеих руках
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, - потираем ладошки друг о дружку
Только чашку мы разбили, - разгибаем пальчики одновременно на обеих руках
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали –
Так мы маме помогали. – руки в стороны вниз, пожимаем плечами.
Подготовительная группа
«Машина каша» - указательным пальцем правой руки дети мешают в левой
ладошке
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, - загибают по одному пальцу на левой руке
Жучке – в плошку,
А коту в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, - разжимают кулачок
Все до крошки раздала. – сдувают «крошку» с ладошки.
Н. Нищева
Веселая зарядка для пальчиков
Мы тесто месили, мы тесто месили: - выполнение ребенком действий, о которых говорится в
Нас тщательно стихотворении.
Всё промесить попросили,
Но сколько ни месим
И сколько ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
2. Развитие речевого дыхания.
Пьём коктейль через трубочку. (Вдох) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох).
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох).
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!».
Чистоговорки. Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос.
Мне Валерка тарелку
На подносе принёс.
3. Упражнения для мышц шеи:
Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.
4. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц:
Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
5. Мимические упражнения:
Выразить мимикой:
- своё огорчение – разбили чашку
- радость – купили новую посуду
- неудовольствие – много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке
К. Чуковского.
Чудесные превращения:
-изобразить кипящий чайник
- наполненную водой кастрюлю
- ведро с крышкой
- разбитую чашку
- чайник с заваренным чаем.
6. Координация речи с движением.
Старшая группа
Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, - дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе
Я вам на показ выставляю живот. – надуть животик
Я чай кипячу, клокочу и кричу: - топают обеими ногами
- Эй, люди, - делают призывные движения правой рукой.
Я с вами почайпить хочу.
(Североамериканская песенка)
Подготовительная группа
Вот большой стеклянный чайник, - надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута,
Очень важный, как начальник. как носик
Вот фарфоровые чашки, - присели, одна рука на поясе
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, - кружатся, рисуя руками круги
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, - потянулись, руки сомкнули над головой
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. – легли на ковер, вытянулись.
Он посуду нам принес.
Н. Нищева
7. Дидактические игры
Магазин. Дети «приходят в магазин и покупают» посуду, объясняя её назначение.
Чего не хватает? Усвоение категории родительного падежа. Педагог показывает картинку с изображением посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает?»
Сравни что из чего сделано. Составление сложных предложений со значением противостояния. Педагог выставляет по две картинки. Дети должны составить предложение: «Кастрюля сделана из железа, а стакан - из стекла» и т. п.
Где живут продукты? Усвоение названий посуды. Педагог объясняет детям, что у каждого продукта есть свой дом и просит угадать название домика. (Сахар живёт в …сахарнице, соль –солонке и т. д.)
Придумай слово. Составление сложных слов из двух (мясо – рубить, овощи – резать, сок – выжимать и т. д.)
Чего не бывает? Педагог показывает какую-либо часть предмета посуды, а дети комментируют: «Не бывает чайника без … носика» и т. д.
Найди картинку по описанию. На доске – несколько картинок, дети находят нужную.
Чего не стало? На панно цифры и картинки. Педагог сначала показывает, а потом убирает какую-либо картинку и цифру. Дети должны ответить, чего не стало: «Не стало двух тарелок» и т. д.
Отгадай, что я делаю? Имитация действий.
Сосчитай до пяти. Формирование и развитие грамматического строя речи. Согласование числительного, прилагательного и существительного:
Одна пирожковая тарелка — две пирожковые тарелки,. Один заварной чайник —. Одно красивое блюдце —.
Назови посуду. Расширение и активизация словаря. Определение предмета по его существенным признакам:
Чайную:. Столовую:. Кухонную:.
Где «живут» продукты? – узнай по признаку/действию. Расширение и активизация словаря. Определение предмета по его существенным признакам: Сахар «живет» в. Соль — в. Сухари — в. Масло — в. Перец — в. Чай — в. Селедка — в. Салат — в. Конфеты — в. Кофе — в.
Подбери действие. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие мышления. Подбор глаголов к существительным.
Для чего они нужны? Ложка — чтобы есть суп. Нож —. Вилка —. Поварешка —. Блюдце —. Сковородка —. Кастрюля —. Дуршлаг —. Терка —. Кофейник —. Кружка —.
Игры с посудой. Формирование и развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи, восприятия. Дети выполняют инструкцию взрослого и комментируют свои действия (соблюдать правила речи, следить за дыханием). Работа с предлогами.
-Поставь чашку на блюдце. - Я поставила чашку на блюдце.
-Поставь чашку слева от блюдца. -…
-Держи чашку над блюдцем. - …
-Поставь блюдце под чашку. - …
-Накрой чашку блюдцем. - …
-Отдай мне чашку, а у меня возьми блюдце. -…
Что не так? Расширение и активизация словаря. Развитие мышления. Нахождение смысловой ошибки в предложениях.
-Чай налили в тарелки.
-На чайнике кипит чай. Ложку едят супом.
-В чайнике сварили суп.
-Из поварешки налили суп кастрюлей.
Скажи наоборот. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления. Подбор антонимов: Мелкая тарелка —. Тяжелая кастрюля —. Горячий чайник —. Свежий хлеб —. Быстро ест —.
Что общего и чем отличаются друг от друга? Развитие связной речи, мышления, внимания. Нахождение и объяснение сходств и различий предметов с опорой на представления.
-Чашка и стакан. Тарелка и блюдце. Кастрюля и сковорода. Ложка и вилка.
Подбери парное слово. Развитие мышления. Использование простых словесных аналогий.
-Овощи — суп, фрукты —. (компот)
-Каша—ложка, макароны —. (вилка).
-Борщ — кастрюля, блины —. (сковорода).
-Компот — сахар, суп —. (соль).
-Ваза — стекло, кастрюля —. (металл).
-Чай — печенье, суп —. (хлеб).
Измени по образцу. Формирование и развитие грамматического строя речи. Употребление существительных в предложном падеже.
-С чем сковорода? — Сковорода с котлетами (котлеты, блины, яичница).
-С чем стакан? — Стакан с чаем (чай, какао, кофе, сок).
-С чем ведро? — Ведро с водой (вода, молоко, бельё).
Отгадай загадки. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления, внимания. Отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме:
У нее четыре зуба.
Каждый день бывает за столом,
Но ничего не ест. (Вилка)
Только что из магазина,
А дырявый, как корзина. (Дуршлаг)
Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко. (Терка)
Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
—Эй, сними меня, — кричит. (Чайник)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
С обеих сторон:
Один — разрезает,
Другая — цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает. (Нож и вилка)
Умная задачка. Развитие мышления, внимания. Логические задачи на различение, сравнение, отрицание, совмещение:
-Голубая тарелка глубже розовой тарелки, а розовая тарелка глубже белой тарелки. Какая из тарелок самая мелкая? (Белая)
Запомни слова. Расширение и активизация словаря. Развитие мышления, внимания, памяти. Работа с привлечением категорий при припоминании предъявленного ряда слов.
Прочитайте ребенку ряд слов. Попросите назвать посуду, названия которой встретились в ряду слов, затем попросите так же вспомнить мебель, продукты, фрукты из представленного списка.
- Кофейник, буфет, кефир, кувшин, поварешка, печенье, пирог, сахарница, варенье, яблоко.
Обведи по контуру только посуду. Развитие зрительно-моторной координации – обводка.