Наталья Ларичева
Перспективный план работы по ОБЖ в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы
по ОБЖ в средней группе
Раздел: «Ребенок дома».
Сентябрь
Тема: «В мире опасных вещей».
Цель: дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
Материал: картинки с изображением ножниц, шила, гвоздя, молотка, скрепки, булавки, циркуля, клещей, иголки, пилы, топора, ножа.
М. П. :
Публикация «Перспективный план работы по ОБЖ в средней группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
1. Воспитатель обращает внимание детей на красивую необычную коробочку, предлагает заглянуть в нее.
2. Воспитатель загадывает загадки и достает картинки из коробочки.
Загадки: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. (Ножницы). Если острием упрется – сразу дырочка найдется. (Шило).
Есть у моего Антошки только шляпка да железная ножка. (Гвоздь). Не хочу я молчать – дайте вволю постучать! И стучит день-деньской он железной головой. (Молоток). Вот железная плутовка, листы держит очень ловко. Крепко вместе их сжимает, никогда не растеряет. (Скрепка). Я иголкина подружка, только у меня нет ушка. (Булавка). Длинноногий ходит по дороге: одна нога по кругу бежит, ругая – на месте стоит. (Циркуль). Гвоздь как схватят, как потянут, непременно вытащат. (Клещи). Конь стальной, хвост льняной, подружись-ка ты со мной. (Иголка). Зубы есть, а рта не надо. (Пила). Кланяется, кланяется – придет домой, растянется. (Топор). Я сижу в своем домишке, не серди меня, мальчишка, Обращайся осторожно – мной порезаться ведь можно! (Нож).
3. Рассматривание картинок из коробочки (название предмета, его назначение). Кому нужны все эти предметы? Можно ли их использовать для игры? Почему? Чем могут быть опасны эти предметы? (каждый по отдельности).
4. Воспитатель вместе с детьми формирует правила пользования данными предметами. Подводит детей к выводу, как важно уметь правильно обращаться с опасными предметами, чтобы они стали друзьями, а не врагами.
5. Итог: воспитатель уточняет у детей о чем они сегодня говорили, о важности всех предметов для жизни человека, повторяет правила обращения с ними.
Октябрь
Тема: «Электроприборы».
Цель: закрепить представления детей об электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.
Материал: картинки с изображением утюга, пылесоса, электроплитки, миксера, электрической лампы, магнитофона, телевизора, розетки, электрошнура, вилки.
М. п. :
1. В гости приходит герой и приносит картинки с изображением электроприборов.
2. Воспитатель загадывает загадки. Рассматривание картинок (название прибора, для чего предназначен).
Загадки: У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу. (Телевизор). Плывет электроход то назад, то вперед. (Утюг).
Он один на всем свете очень рад пыль встретить. (Пылесос). На столе в колпаке да в стеклянном пузырьке, Поселился дружок – развеселый огонек. (Настольная лампа). Только я, только я, я на кухне главная. Без меня, как не трудитесь, без обеда насидитесь. (Электроплита). Посмотри на мой бочок, во мне вертится волчок. Никого он не бьет, но зато все собьет. (Миксер). Я пузатый и пыхтящий, я большущий и блестящий, Если только захочу, кипяточку вскипячу. (Самовар). Два соседа колеса собирают голоса, Друг от друга тянут сами поясочек с голосами. (Магнитофон).
3. Беседа о рассмотренных предметах: Эти предметы необходимы взрослым или детям? Можно ли их использовать для игры? Почему? Чем могут быть опасны эти предметы для детей? (каждый по отдельности)
4. Вместе с детьми сформулировать правила пользования перечисленными предметами:
• никогда не дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками
• не пользоваться водой рядом с электроприборами
• не пользуйся самостоятельно розеткой и вилкой, проси взрослых включить или выключить электроприбор
• не дотрагивайся до включенных электроприборов металлическими предметами (ножницами, отвертками, шпильками и т. д.)
• не трогай электропровод, вдруг он поврежден
5. Итог: воспитатель уточняет, о чем сегодня говорили, о необходимости электроприборов для человека, о правилах обращения с ними.
Раздел: «Ребенок и природа».
Ноябрь
Тема: «Кошка и собака – наши соседи».
Цель: учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.
Материал: картинки с изображением разных пород кошек и собак.
М. п. : 1. Воспитатель загадывает загадки и предлагает поговорить о наших соседях – кошках и собаках. Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (кошка).
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака).
2. Рассматривание картинок с изображением разных пород собак и кошек (строение тела, внешний вид, где живут и чем питаются, зачем нужны человеку и т. д.).
3. Чтение стихов и беседа по их содержанию.
Наш котенок.
У котенка шерстка гладкая,
И он, наверно, сладкая,
Потому что Васька рыжий
Часто, часто шерстку лижет.
Пес.
У крыльца лохматый пес
Лег, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
может, дремлет, может, спит.
А попробуй, сунься вор –
Вмиг залает на весь двор.
4. Беседа с детьми:
Чем питаются кошка и собака?
Как подают голос? Где живут?
Нужны ли они человеку и для чего?
Нужно ли ухаживать за ними и почему?
Когда можно гладить домашнюю кошку, собаку? Когда нельзя?
Что нужно делать, чтобы кошка и собака были спокойными?
Чего нельзя делать при общении с кошкой и собакой?
Как называют кошек и собак, у которых нет дома?
Почему кошки и собаки оказались без дома?
Можно ли трогать бездомных кошек и собак? Почему?
А нужно ли им помогать? Как?
5. Чтение рассказа «Бездомная кошка».
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
- Так значит лежали в постели?
- Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.
Подумал я: «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».
- Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой!
Спешил я. Она отставать не хотела.
И рядом со мною тихонечко пела: о чем она пела?
Наверно, о том, что каждому нужен свой собственный дом.
6. Итог: О ком мы сегодня говорили? Как нужно ухаживать за этими животными? Чего нельзя делать при общении с ними? Можно ли трогать бездомных кошек и собак? Почему? Как помочь бездомным кошкам и собакам?
Декабрь
Тема: «Насекомые».
Цель: формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними.
Материал: картинки с изображением разных насекомых, книга Т. А. Шорыгиной «Насекомые. Какие они?».
М. п. :. В гости приходит герой и приносит с собой картинки с загадками.
2. Воспитатель загадывает загадки:
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает, медок собирает. (Пчела).
Самого не видно, а песню слышно. (Комар).
Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно. (Муравей).
Модница крылатая, платье полосатое,
ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо. (Оса).
Кто над нами вверх ногами? (Мухи на потолке).
3. Рассматривание картинок (после каждой загадки). Проводится беседа о строении тела насекомого, о том, какие звуки оно издает, где живет и чем питается. Во время рассказа используется сведения из книги Т. А. Шорыгиной «Насекомые. Какие они?».
Пчела, комар, муравей, оса – кто это? Как их можно назвать одним словом? Каких насекомых вы еще знаете? Чем они отличаются от птиц? Когда появляются насекомые? Для чего нужны насекомые? Что случится, если не будет насекомых? Могут ли насекомые быть опасными для человека? Чего нельзя делать при общении с насекомыми? Надо ли охранять насекомых? Зачем? Как мы можем помочь насекомым?
4. Итог: о ком сегодня говорили? Каких насекомых вы знаете? Какие правила поведения при общении с насекомыми вы узнали?
Раздел: «Ребенок на улицах города».
Январь
Тема: «Мы знакомимся с улицей».
Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.
Материал: картина «Улица города».
М. п. :1. Воспитатель загадывает загадку:
В два ряда дома стоят10, 20, 100 подряд
квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица).
2. Рассказ воспитателя об улице:
Улица – это место, где по обе стороны дороги стоят разные дома. Дома разные – высокие и низкие, большие и маленькие. По дороге ездят разные машины, это проезжая часть. По дорожкам вдоль домов ходят пешеходы, эти дорожки называются пешеходными. В каждом городе есть много разных улиц. У каждой улицы свое название. Знаете ли вы, как называются улицы в нашем городе?
3. Рассматривание картины.
Что изображено на картине? Какие дома? Какой транспорт? Как называется дорога, по которой движется транспорт? (проезжая часть). Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы? (тротуар). Может ли транспорт заезжать на тротуар? Почему? Может ли пешеход ходить по проезжей части? Почему? Для того, чтобы был порядок, есть правила поведения на улице для пешеходов и водителей: машины ездят только по проезжей части, пешеходы ходят только по тротуару. Но, что делать, если пешеходу необходимо перейти на другую сторону улицы? Ответы детей обобщить. Познакомить детей со знаком «зебра», вспомнить цвета светофора и их значение. Познакомить с правилами перехода улицы («зебра», светофор).
4. Игра «Светофор» (зеленый цвет – дети идут, желтый – внимание, красный – стоят).
5. Беседа с детьми о правилах поведения на улице.
Как должны вести себя пешеходы на улице?
Чего нельзя делать и почему?
6. Итог: Что такое улица? Как называется дорога, где движется транспорт? Как называется дорожка, по которой ходят пешеходы? Как правильно переходить улицу? Как нужно вести себя на улице?
7. Чтение стихотворения.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Февраль
Тема: «Транспорт и правила уличного движения».
Цель: закрепить представления детей о транспорте, о правилах поведения на улице.
Материал: иллюстрации с изображением разного транспорта, светофор, знак «зебра».
М. п. :1. Воспитатель загадывает загадки:
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
(автомобиль).
Дом по улице идет, на работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.
(автобус).
2. Беседа с детьми о транспорте. (беседа сопровождается показом картинок).
Что есть у автомобиля? Для чего нужен автомобиль? Кто управляет автомобилем? Что есть у автобуса? Для чего он нужен? Кто работает на автобусе? (водитель, кондуктор). Какой транспорт вы еще знаете? Для чего он нужен? Воспитатель показывает картинки, дети называют транспорт и говорят для чего он предназначен.
3. Беседа о правилах поведения в транспорте.
Как нужно вести себя в транспорте? Чего нельзя делать и почему?
4. Неожиданно прибегает запыхавшийся герой. Он очень спешил к детям на занятие. Воспитатель уточняет, как переходил герой улицу перед детским садом? Герой говорит, что просто перебежал дорогу и все.
5. Обсуждение ситуации: правильно ли поступил герой? Воспитатель предлагает детям рассказать герою о правилах поведения на улице и о правилах перехода через дорогу.
6. Итог: дети рассказывают герою о чем они говорили на занятии (какой транспорт они знают, для чего он нужен). Напоминают о правилах поведения на улице и правилах перехода через дорогу.
Раздел: «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка».
Март
Тема: «Если хочешь быть здоров».
Цель: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.
Материал: герой с забинтованной головой, картинки с изображением фруктов и овощей.
М. п. :1. Приходит охающий герой с забинтованной головой.
2. Выяснение ситуации: герой заболел, у него болит горло, голова – он простужен. Воспитатель выясняет, почему заболел герой. Выясняется, что герой не пил холодную воду, одевался тепло и т. д., но всё равно заболел.
3. Воспитатель предлагает детям рассказать и показать герою, что нужно делать, чтобы не болеть (делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, правильно питаться и т. д.). Во время беседы дети показывают, как они делают зарядку, занимаются спортом в саду и дома. Во время разговора о правильном питании демонстрируются картинки с изображением овощей и фруктов.
4. Дидактическая игра «Овощи и фрукты». (Воспитатель описывает фрукт или овощ, а дети отгадывают).
5. Итог беседы:
Так что же необходимо для того, чтобы быть здоровым?
Герой хвалит детей за, то, что они многому его научили. Тетерь он будет все правильно делать, и не будет болеть.
6. Чтение стихотворения:
Чтобы быть здоровому,
Дары бери садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
Тот, кто много ест морковки,
Станет сильным, крепким, ловким.
А, кто любит дети лук –
Вырастает быстро вдруг.
Кто капусту очень любит, тот всегда здоровым будет.
7. Воспитатель угощает детей и героя морковкой.
Раздел: «Ребенок в общении с людьми».
Апрель
Тема: «Самый большой друг».
Цель: развивать у детей умение объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными (красивый, сильный и т. д., а доверяться только тем, кто доказал свою верность, преданность.
М. п. :1. В гости к детям приходит герой, он грустит, потому что у него нет друзей.
2. Воспитатель предлагает ему остаться на занятии и познакомиться с детьми.
3. Беседа о друзьях.
Кто такие друзья? Для чего они нужны? Что можно делать с друзьями?
4. Чтение рассказа.
Жила-была Девочка. Во дворе ее дома жила Собака - Короткий Хвост. Однажды утром пес подбежал к домику девочки и заглянул в ее окно.
- Еще рано. Моя Девочка еще спит. Пока она спит, я подмету двор. Он стал подметать двор и петь песенку:
Пусть заходят в наши двери
Только ласковые звери…
Заходите, бобры,
Будьте так добры.
К нам иди ежик!
Лезь через порожек!
Залетай, воробей,
Рады мы и тебе!
Заходи, жаба,
И скажи, что надо.
- Пусть все звери приходят к нам в гости. Но злого крокодила я к нам не пущу. Гав-гав! Р-р-р! У него такие злые глаза! Он смотрит на мою девочку и все время облизывается.
Но тут прилетела Стрекоза- Круглые Глаза.
- Здравствуй, Собака - Короткий Хвост!
- Здравствуй, Стрекоза – Круглые Глаза!
- Наша Девочка еще спит?
- Да.
- Солнце уже высоко. Пора ее будить.
Стрекоза - Круглые Глаза и Собака – Короткий Хвост громко закричали:
- Девочка! Девочка! Пора вставать!
Девочка проснулась, распахнула окно и потянулась.
- Доброе утро, Стрекоза - Круглые Глаза и Собака – Короткий Хвост! Сейчас мы умоемся и будем завтракать. Мы будем есть хлеб с маслом и пить чай с конфетами.
Стрекоза - Круглые Глаза и Собака – Короткий Хвост пошли в дом завтракать.
Но тут появился крокодил. Он был очень злой и страшно щелкал зубами:
- Ух, какой я злой! Ух, какой я зеленый! Ух, какой я голодный! Мне очень хочется съесть на завтрак Девочку, которая живет в этом доме. Только как мне ее поймать? Придется мне придумать какую-нибудь хитрость. Какую-нибудь хитрую-прехитрую хитрость…
злой и зеленый крокодил ушел, а из дома вышли Девочка, Стрекоза - Круглые Глаза и Собака – Короткий Хвост.
- Я хочу пойти на полянку и узнать, как поживает мой друг голубой Колокольчик. Сегодня ночью была сильная гроза. Дул ветер. Гремел гром. Я очень за него беспокоюсь. И они все вместе отправились на полянку.
- Здравствуй, Голубой Колокольчик! - сказала Девочка.
- Добрый день-день-день!- ответил Колокольчик, покачиваясь на ветру.
- Ночью была гроза. Я боялась, что ветер сломает тебя.
- да, мне было очень-очень страшно! Я был совсем один- динь-динь!
Девочка ласково обняла Колокольчик. Тут на поляну вышел большущий слон. Он тяжело переступал своими толстыми ногами, раскачивал хвостом и пел:
Я самый, самый, самый славный!
Среди зверей я самый главный!
И все кричат со всех сторон:
«Кто лучше всех? Конечно, Слон!
И умный он, и смелый он!
Наш знаменитый Слон!
Девочка обрадовалась, увидев Слона:
- Вот теперь все мои друзья собрались вместе!
- я твой самый большой друг, Девочка! Я - больше всех! Значит, я твой самый большой друг! – сказал Слон.
- А я? Я тоже твой большой друг, девочка! – сказал Короткий Хвост.
- И я! – повторил Колокольчик.
- И я! – сказала Стрекоза.
- Ха-ха-ха! Разве вы можете быть друзьями моей Девочке? Ведь вы такие маленькие и жалкие! Друзья такими не бывают!
Стрекоза - Круглые Глаза, Собака – Короткий Хвост и Голубой Колокольчик обиделись и ушли.
- Почему ты обидел моих друзей? – спросила Девочка.
- Да какие они друзья! Друг должен быть большим и сильным. Вот таким, как я. Смотрите, облака и солнышко! Смотрите, слоны, слонихи и слонята! Девочка дружит только со мной!
Но тут появляется крокодил и хватает Девочку за юбку.
- Ух, какой я голодный! Ух, какой я зеленый! Ух, как хочется съесть мне эту вкусную Девочку! Вот теперь то я позавтракаю!
- Слон, Слон! Помоги! – закричала Девочка.
- Нет, нет! Ведь крокодил может схватить и меня. Прямо за мой замечательный хобот! – испугался Слон и убежал.
- Спасите! Помогите! – стала кричать Девочка.
Голубой Колокольчик услышал, как кричит Девочка, поднялся из травы, стал раскачиваться и громко звонить:
- Злой крокодил-дил-дил! Нашу Девочку схватил- тил-тил!
Услышала его Стрекоза - Круглые Глаза и полетела звать на помощь Собаку – Короткий Хвост. Прибежала Собака – Короткий Хвост, прилетела Стрекоза - Круглые Глаза. Собака – Короткий Хвост начала громко лаять на крокодила, Стрекоза - Круглые Глаза сильно махать крылышками, а Голубой Колокольчик стал громко звенеть. Испугался крокодил и отпустил Девочку и ушел, так и не позавтракав.
- Как я рад, как я рад, что тебя не съел злой крокодил! – сказал Короткий Хвост.
- Откуда вы узнали, что со мной случилась беда? – спросила Девочка.
- Мне сказала об этом Стрекоза - Круглые Глаза, а ей прозвенел Голубой Колокольчик.
Но тут появился слон и сказал:
- Девочка! Как я рад, что тебя не съел этот злой крокодил! Я больше всех этому рад! Потому что я твой самый большой друг!
- Нет, Слон! Это неправда! Вот Собака – Короткий Хвост, Стрекоза - Круглые Глаза и Голубой Колокольчик совсем маленькие, но все равно они мои большие друзья. А ты вон какой огромный и сильный. Но ты бросил меня в беде. Значит ты мне не друг – сказала Девочка.
5. Беседа по содержанию.
О чем этот рассказ? Кто называл себя самым большим другом Девочки? Оказался ли он настоящим другом? Почему? Кто и как помог Девочке? Кто же оказался настоящим другом для Девочки?
6. Итог: кого можно считать настоящим другом?
Раздел: «Социально-эмоциональное развитие».
Май
Тема: «Что можно делать, а чего нельзя».
Цель: познакомить детей с нормами и правилами поведения в отношениях с людьми.
М. п. : 1. В гости приходит Незнайка. Он жалуется ребятам, что с ним никто не играет. Выясняется, что Незнайка разбросал все игрушки и не хотел наводить порядок, а хотел идти гулять.
2. Воспитатель выясняет, у детей правильно ли поступил Незнайка, и что нужно сделать, чтобы снова подружиться с друзьями.
3. Чтение рассказа.
Жила-была девочка Аленка. И были у нее друзья – кошка Мурка и собачка Шарик. Однажды Аленке надо было уйти по делам, она позвала своих друзей и сказала:
- Слушайте меня внимательно! Мне нужно уйти и вы на целый день остаетесь одни. Ведите себя хорошо. А когда я вернусь, то поиграю с вами в веселую игру. Хорошо?
- Вот здорово! Возвращайся поскорее, Аленка! – сказали Мурка и Шарик.
Аленка ушла.
- Вот мы и одни, - сказала Мурка.
- Можно делать все, что хочешь, - сказал Шарик и запел:
Один остался дома!Ура! Ура!- Кричу.
Я буду делать сноваВсе то, что захочу.
Обидные слова скажу И занавеску изгрызу.
И не хочу я убирать Игрушки и кровать.
И некому «нельзя» сказатьВо что хочу, могу играть.
- Шарик, что ты говоришь? Пойдем лучше посмотрим в окошко, - сказала Мурка.
- А я не хочу! – ответил Шарик и стал бегать по комнате. Он так быстро бегал, что уронил горшок с цветами.
- Что ты натворил, Шарик? Ты же разбил Аленкин любимый цветок! Нужно все убрать. Разве так можно?
- А я не хочу убирать! Не хочу! Не хочу! – сказал Шарик.
- А я пойду и принесу веник, - сказала Мурка и ушла. А Шарик полез в шкаф, нашел конфеты и начал их есть.
- Ой, как вкусно!
Пришла Мурка с веником, увидела, что Шарик ест конфеты, и стала его ругать.
- Шарик, положи на место конфеты! А то ты их все съешь!
- Если хочется, то можно! – ответил Шарик и съел все конфеты.
- Эх ты, - сказала Мурка – вот придет Аленка, с чем мы будем пить чай?
Иди-ка принеси воды, надо полить цветочек, а пока подмету пол. мурка уходит.
- Не хочу приносить воду, я лучше поиграю, - сказал Шарик, взял со стола нитки, стал с ними играть и весь запутался в них.
Когда Мурка возвратилась, она увидела, что натворил Шарик.
- Зачем ты размотал Аленкины нитки? Весь запутался, так нельзя! Давай я тебе помогу.
Мурка распутала Шарика и попросила его отнести нитки на место.
- А я не хочу! Не хочу! – снова стал возражать Шарик.
- Хватит бездельничать, надо прибрать дом! – сказала Мурка.
Но тут пришла Аленка. Шарик с радостью бросился к ней:
- Ура! Аленка пришла! Давай скорее играть!
А Аленка, увидев, что в комнате беспорядок, удивилась и огорчилась:
- Какой беспорядок! Все валяется! Разве можно так себя вести? Надо все убрать!
- А я не хочу! Не хочу, не хочу! Я хочу делать только то, что мне нравится! – сказал Шарик.
- Ты меня очень расстроил, Шарик, - сказала Аленка и ушла.
- Вот видишь, Шарик, Аленка обиделась. С кем же мы теперь будем играть?
4. Беседа по содержанию.
Как вы думаете, почему ушла Аленка? Почему она обиделась и на кого? А вам понравилось поведение Шарика? Что бы вы сделали на его месте? Чего нельзя делать? Почему? Как вернуть Аленку?
5. Игра с мячом (дети передают друг другу мяч и говорят, чего нельзя делать).
6. Итог: дети советуют Незнайке, ка помириться с друзьями, Незнайка благодарит детей за полезные советы.