Гайдук Елена
Перспективный план по экологическому воспитанию (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
Основная цель работы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности. Основные задачи:
• Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
Публикация «Перспективный план по экологическому воспитанию (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
• Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
• Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
• Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
• Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
• Воспитание правильного поведения в природе.
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);загадывание загадок;
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные направления:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Дата Тема Задачи Содержание Работа с родителями
Сентябрь
1 неделя
«Цветы на участке осенью» Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра Анкетирование родителей по уровню сформированности экологических представлений у детей
2 неделя «Осень запасами полна» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е. Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучивание физминутки» Мы капусту рубим.»
Дид. игра «Узнай на вкус» Домашнее задание «Овощное чудо»(поделки из овощей)
3неделя. Что нас лечит от простуды Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность. Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. Стендовая консультация «Если малыш не ест лук и чеснок»
4неделя «Доброе, хорошее солнце» Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год» Представление картотеки дидактических игр на экологическую тематику «Во что дома поиграть»
Октябрь
1 неделя «Расскажи Мишутке о комнатных растениях» Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Мишутка?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». Родительское собрание «Планирование учебного года, цели и задачи». Акцентировать внимание родителей об экологическом направлении работы группы
2 неделя «Осеннее дерево» Краткосрочный проект Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид. игра «.Найди листок какой покажу» Домашнее задание «Пластилиновое дерево», беседы с ребенком о деревьях дома.
3неделя «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Беседа, дид. игра»Кто что любит», настольная игра «Зверята» Помощь в оформлении выставки «Польза домашних животных»
4неделя «Дождик, дождик. Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. пальчиковая игра «Дождик» Стендовая консультация «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Ноябрь
1 неделя «Воробьишка» Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?» Подготовка к развлечению «Синичкин праздник» (рисунки, поделки, разучивание текста, репетиция ролей)
2 неделя «Синичкин праздник – 12 ноября» Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» Развлечение «Синичкин праздник» помощь в проведении и организации праздника
3 неделя «Дикие звери зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид. игра. Стендовая консультация «Беседы по экологии»
4 неделя. «Снежинка» Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» Домашнее задание: провести с детьми наблюдение за снегом, снежинками
Декабрь
1 неделя Ёлочка-зелёная иголочка Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» Стендовая консультация «Беседы по экологии»
2неделя «Плыли по небу тучки» Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» Представление картотеки «загадки для малышей о природе»
3 неделя «Снежный хоровод» Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»
4 неделя «Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки» Найти с детьми шишки разных деревьев, принести в группу дл уголка природы
Январь
1неделя «Наблюдение за снегом и льдом» Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки»
2 неделя «Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц «Столовая для птиц» изготовление кормушек
3 неделя «Мороз – удивительный художник» Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа Стендовая консультация «2017 год – год экологии»
Февраль
1 неделя
«Забота о здоровье» Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. Пополнение уголка здоровья нетрадиционными средствами
2 неделя «Дикие животные в лесу зимой» Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»
3 неделя «Лаборатория добрых дел» Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. Сбор макулатуры, пластика. Консультация родителей о проведении акций приема сортируемого мусора.
4 неделя «Наблюдение за сезонными изменениями» формировать представления об изменениях в природе;
учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра
Март
1 неделя «К нам весна шагает быстрыми шагами» Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» Подготовка праздника «День Земли» (стихи, поделки, оформление)
2 неделя «Наши четвероногие друзья – собака» Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. Наблюдение, подвижные игры
«Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки Подготовить сообщение или фото о домашних животных
3 неделя Проект «Огород на подоконнике» Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить сеять семена, исследовать проростки Учить создавать ситуацию опыта Беседа с элементами труда, экспериментирование Участие в проекте: выполнение домашних заданий, беседы дома с детьми о растениях, семенах, уходе за ними, оформление «огорода»
4 неделя «Первые цветы в природе» Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» Стендовая консультация «Польза лекарственных растений»
Апрель
1 неделя «Божья коровка» краткосрочный проект «Вот такие наши новые знакомые» Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. Выполнение с детьми дома поделок, рисунков, оформление выставки
2 неделя «Жучки» Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»
3 неделя «Пернатые гости» Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д. ,»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» Изготовление и установка скворечника
4 неделя «Волшебница весна» Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»
Май
1 неделя «Солнышко на травке» Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». Родительское собрание Итоги проведенных мероприятий по экологическому воспитанию детей
2 неделя «Что такое облака, дождь, гроза?» Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.
3 неделя «Песочные фантазии» Расширять кругозор детей:. Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей Пальчиковая гимнастика, игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется». Подготовка к итоговому мероприятию «Спасение Лесовичка»
4 неделя Экологическая тропа, мероприятие «Спасение Лесовичка» Развивать умение наблюдать, воспитывать бережное отношение к природе, обобщить правила поведения в лесу Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв. игра»Раз, два, три к дереву беги» Проведение мероприятия, подведение итогов, обозначение целей работы по экологическому воспитанию на 2017-2018 учебный год