Письменная Елена
Перспективный план по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
3неделя
Тема: «Транспорт моего города»
Программные задачи: Формировать умение составлять небольшие тексты – описаний; расширять элементарные представления о слове, предложении; закреплять представления о городском транспорте, закреплять правильное произношение свистящих звуков; развивать фонематический слух; воспитывать любовь к родному городу.
Оборудование: иллюстрации транспорта, города, мячик.
4неделя
Тема: «Зина, коза и заяц»
Публикация «Перспективный план по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Программные задачи: Формировать умение составлять текст – повествования, побуждать разыгрывать ролевой диалог, активизировать прилагательные; закреплять представления о словесном составе предложения; правильное произношение свистящих; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: произведения В. Берестова «Коза», «Заяц – барабанщик», игрушки.
Октябрь
1неделя
Тема: «Кто в лесу живет»
Программные задачи: Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются; формировать умение детей составлять небольшое описание рассказов о диких животных по предложенному плану; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, сюжетные картинки с изображением жилищ диких животных.
2неделя
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Программные задачи: Закреплять знания детей о сезонных осенних изменениях, жизни растений и животных осенью, обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: игрушки «Животные леса», иллюстрации осени.
3неделя
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Программные задачи: Формировать знания детей о перелетных и зимующих птицах, их характерных особенностях, описывать внешний вид птиц по изображению, составлять краткое описание увиденного на картинке; развить речь, внимание, мышление; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, желание прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Оборудование: запись с голосами птиц, картинки с изображением птиц, различные виды корма, которым питаются птицы (плоды рябины, крошки, семена).
4неделя
Тема: «Мебель»
Программные задачи: Расширять представления детей о мебели и ее назначении, уточнить и расширять словарь по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф, закреплять в речи существительные с обобщающим значением мебель, совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, употребление союза чтобы); развивать речевой слух, память, связную речь, координацию речи с движением; воспитывать умение ухаживать за мебелью и бережно относиться к ней.
Оборудование: игрушечная мебель, предметные картинки, разрезные картинки «Мебель».
Ноябрь
1неделя
Тема: «Белка в магазине одежды»
Программные задачи: Формировать умение детей составлять текст – повествования, побуждать разыгрывать ролевой диалог, активизировать прилагательные, закреплять представления о словесном составе предложения, правильное произношение свистящих; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: иллюстрации одежды, обуви, головных уборов, игрушка белка.
2неделя
Тема: «Поможем бабушке Федоре вернуть посуду»
Программные задачи: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана; уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; развивать связанную речь, логическое мышление, память, воображение, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением; воспитывать умение вместе работать.
Оборудование: игрушки, различные предметы кукольной посуды, картинки с предметами посуды, разрезные картинки
3неделя
Тема: «Профессии разные нужны»
Программные задачи: Формировать умение детей составлять короткий рассказ по картине, отвечать на вопросы воспитателя простыми предложениями; активизировать в речи детей глаголы; развивать зрительное восприятие, наблюдательность; воспитывать трудолюбие и творческую активность.
Оборудование: иллюстрации разных профессий, атрибуты к профессиям, кукла.
4неделя
Тема: «Мы артисты»
Программные задачи: Приобщать детей к театральному искусству; формировать умение детей передавать эмоциональное состояние персонажа (мимикой, жестом, движением); формировать умение регулировать силу голоса, совершенствовать умение рассказывать сказку по ролям, развивать речь, память, мышление, воображение, творческую активность, воспитывать моральные и нравственные качества детей через игру-драматизацию.
Оборудование: маски героев сказки «Теремок», «волшебная палочка».
Декабрь
1неделя
Тема: «Летают белые мухи»
Программные задачи: Обогащать опыт содержательного общения детей со взрослым; побуждать выполнять речевые задания, активизировать использование прилагательных, глаголов; уточнять и закреплять правильное произношение звука Ж; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: иллюстрации зимы, картинки со звуком Ж, кукла.
2неделя
Тема: «От утра и до утра, сутки знает детвора»
Программные задачи: Формировать представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью; совершенствовать умение имитировать действия, обогащать словарь за счет слов, характеризующих временные понятия; упражнять в нахождении нужного изображения; развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление; воспитывать умение вместе работать.
Оборудование: комплект карточек с изображением частей суток, деятельность человека.
3неделя
Тема: «Зимняя сказка»
Программные задачи: Обогащать опыт содержательного общения и игрового взаимодействия детей; побуждать высказываться на темы из личного опыта; активизировать словарь прилагательных; уточнять и закреплять правильное произношение звука Ж; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: сказка С. Козлова «Зимняя сказка», театр, мяч.
4неделя
Тема: «Экскурсия в зимний лес».
Программные задачи: Способствовать закреплению и усвоению знаний о животных, зимующих в лесу, их внешнем виде, повадках, обогащать речь существительными, глаголами, прилагательными, умению четко проговаривать чистоговорки, развивать фонематический слух; воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: ёлочки, игрушки животных (зайца, белки, лисы, волка, медведя, белая простынь, снежинки.
Январь
2неделя
Тема: «Белые фигурки»
Программные задачи: Обогащать опыт содержательного внеситуативного опыта детей, подводить к составлению небольшого пересказа, уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков; развивать образность речи, дикцию; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: иллюстрации зимних забав, игрушки.
3неделя
Тема: «Домашние животные»
Программные задачи: Формировать умение детей составлять небольшой рассказ, упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном падеже, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия (глаголы, активизировать употребление прилагательных; развивать выразительность речи; воспитывать культуру поведения, умение общаться друг с другом.
Оборудование: домик, забор, деревья, игрушки животных, иллюстрации корма животных.
4неделя
Тема: «Зима. Зимние холода»
Программные задачи: Обобщать знания детей о зимнем времени года, обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; развивать психические процессы; воспитывать уважение к труду взрослых.
Оборудование: игрушка – заяц; иллюстрации «Зима».
Февраль
1неделя
Тема: «Я здоровье берегу»
Программные задачи: Активизировать и расширять словарный запас детей посредством участия в словесно-речевых играх; развивать диалогическую речь: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы, умение понимать смысл загадок, отгадывать их, вызвать у детей положительные эмоции от чтения стихов; воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать педагога и друг друга.
Оборудование: картинки спортивного инвентаря, здоровых продуктов питания, игрушка зайка, муляжи овощей и фруктов.
2неделя
Тема: «Море, я к тебе бегу»
Программные задачи: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; побуждать высказываться на темы из личного опыта, активизировать прилагательные, уточнять и закреплять правильное произношение звука Щ; развивать образность речи, дикцию; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: иллюстрации морских обитателей, картинки со звуком Щ, произведение Л. Яхнина «Почему море солёное?».
3неделя
Тема: «Африка снится»
Программные задачи: Формировать умение детей вовлекать в общий разговор, внеситуативное общение на темы из личного опыта; побуждать самостоятельно строить тексты – описания, закреплять правильное произношение шипящих звуков; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: иллюстрации животных Африки, игрушки.
4неделя
Тема: «Наши помощники»
Программные задачи: Формировать представления детей о предметах бытовой техники, её назначении, уметь отгадывать загадки по описательным признакам, совершенствовать навыки связной речи, через составление предложений по сюжетной картинке, активизировать словарь по теме: холодильник, утюг, фен, телефон, морозит, гладит, сушит; развивать любознательность, познавательный интерес, мышление, воображение, зрительное и слуховое внимание; воспитывать бережное обращение с бытовой техникой.
Оборудование: картинки бытовой техники, игрушечная бытовая техника, детская гладильная доска.
Март
1неделя
Тема: «Особенная вода»
Программные задачи: Вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение; активизировать прилагательные, в процессе инсценировки побуждать передавать ролевой диалог персонажей; развивать образность речи, дикцию; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: произведение Г. Цыферова «Как ослик купался», иллюстрации, игрушки.
2неделя
Тема: «Какие заботы весна принесла»
Программные задачи: Совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы, стимулировать активную речь детей, ключевые слова (сосулька, скворечник, ландыш, подснежник, ледоход, таять, журчать, формировать способность к построению предложений, по опорным словам, связного рассказа по картинке; развивать зрительные ощущения, речь, внимание, память; воспитывать любовь к окружающей природе.
Оборудование: картина «Медведи в лесу, иллюстрации птиц, времени года, игрушки – зайцы белый, серый.
3неделя
Тема: «В здоровом теле здоровый дух»
Программные задачи: Пополнять словарный запас детей медицинской терминологией, закрепить правильное произношение звука «а», протяжно и кратко, умение грамматически правильно формулировать ответ; развивать умение детей фантазировать, придумывать самостоятельно короткие рассказы; воспитывать внимание, умение слушать рассказы других детей.
Оборудование: предметы личной гигиены, картинки с изображением продуктов.
Апрель
1неделя
Тема: «Первоцветы»
Программные задачи: Формировать умение согласовывать существительные в предложении с помощью падежей, закрепить умение пользоваться предлогами: из, в, на, закрепить умение согласовывать существительное с местоимением, умение образовывать в речи существительные единственного и множественного числа; развивать память, внимание; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: иллюстрации первоцветов, ваза, искусственные цветы.
2неделя
Тема: «К нам грачи прилетели»
Программные задачи: Формировать умение детей вовлекать в общий разговор, внеситуативное общение на темы из личного опыта; побуждать самостоятельно строить тексты – описания; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: иллюстрации перелётных птиц.
3неделя
Тема: «Заюшкина избушка»
Программные задачи: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; побуждать составлять короткие тексты- описания, стимулировать словообразование имён существительных и прилагательных; уточнять и закреплять правильное произношение звуков Л. ; развивать фонематический слух; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: кукольный театр.
4неделя
Тема: «Путешествие на природу»
Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей о правилах поведения в лесу, о жизни живой и неживой природы, формировать умение использовать в ответах сложноподчиненные и простые распространенные предложения; развивать речевую активность детей, навыки правильного произношения, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; воспитывать любовь к природе, культуру речевого общения.
Оборудование: иллюстрации о природе, правила поведения в природе, мишка.
Май
1неделя
Тема: «Для чего руки нужны»
Программные задачи: Формировать умение детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками; высказываться на темы из личного опыта; подбирать слова с противоположным значением; развивать речевое внимание детей; воспитывать интерес к общению.
Оборудование: произведение Е. Пермяка «Для чего руки нужны», иллюстрации инструментов, мяч.
2неделя
Тема: «Забавные насекомые»
Программные задачи: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые», совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать существительные с числительными, закреплять пространственные представления (вверх, вниз, право, лево, умение отгадывать загадки; развивать зрительную, слуховую память, общую, мелкую моторику; воспитывать бережное отношение к насекомым.
Оборудование: цветы, зеленая бумага, бабочка на нитке, картинки насекомых.