Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Перспективный план по ознакомлению с литературой (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Английская народная сказка «Три поросенка» в обработке С. Михалкова.
Анализ фразеологизмов, пословиц
Задачи:
- учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею;
- развивать образность речи (подбор определений, сравнений к заданному слову);
- подводить к понимаю значения фразеологизмов, пословиц.
Оборудование: книга со сказкой с красочными иллюстрациями; картинка «Волк и бараны»; русские пословицы и поговорки.
(О. С. Ушакова1,стр 105)
2. Русская народная сказка «Хвосты»
Задачи:
Публикация «Перспективный план по ознакомлению с литературой (старшая группа)» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
- учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки;
- обогащать словарь эпитетами, сравнениями;
- закреплять умения подбирать синонимы.
Оборудование: книга со сказкой «Хвосты» с красочными иллюстрациями;
(О. С. Ушакова2,стр 106)
3. Чувашская народная сказка «Мышка Вострохвостик»
Задачи:
- формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания;
- учить осмысливать идею произведения;
- закреплять знания о жанровых особенностях сказки;
- развивать умение подбирать и применять в самостоятельных образных высказываниях образные выражение;
- обогащать словарный запас словами (ладья, березовая лычка).
Оборудование: книга со сказкой «Мышка Выстрохвостик».
(О. С. Ушакова3,стр 108)
4. Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень».
Задачи:
- формировать эмоциональное восприятие произведения живописи;
- учить передавать свои впечатления;
- обогащать словарь определениями;
- активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.
Оборудование: репродукция картины В. Серова «Октябрь»; иллюстрация (открытки) с осенними пейзажами; аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»)
(О. С. Ушакова4,стр 109)
5. Малые фольклорные форма. Составление рассказов по пословицам.
Задачи:
- сформировать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от других малых фольклорных форм;
- учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, сказки, отражающие смысл пословиц.
Оборудование: бумага, карандаши; русские пословицы; иллюстрация к пословице «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось».
(О. С. Ушакова5,стр 111)
6. Норвежская народная сказка «Пирог»
Задачи:
- учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев похожих сказок разных народов(«Пирог»);
- замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использование в сказке.
Оборудование: книга со сказкой «Пирог» с красочными иллюстрациями.
(О. С. Ушакова6,стр 112)
7. Глава первая из сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»
Задачи:
- развивать умение эмоционально воспринимать, образное содержание сказки, последовательность событий;
- помогать придумывать новые эпизоды, названия.
Оборудование: книга со сказкой «Винни-Пух и все-все-все» с красочными иллюстрациями; бумага, карандаши.
(О. С. Ушакова7,стр 114)
8. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, да масленый»
Задачи:
- учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки;
- знакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольёшь).
Оборудование: книга со сказкой «Крылатый, мохнатый, да масленый» с красочными иллюстрациями.
(О. С. Ушакова8,стр 115)
9. Литературная викторина
Задачи:
- закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм;
- учить соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.
Оборудование: книги со сказками: «Три поросенка», «Колобок», «Пирог», и др. (по выбору воспитателя) с красочными иллюстрациями.
(О. С. Ушакова9,стр 116)
10. Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына»
Задачи:
- учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета;
- помогать детям замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам.
Оборудование: книга со сказкой «Три дочери» и рассказ В. Осеевой «Три сына» с красочными иллюстрациями.
(О. С. Ушакова10,стр 117)
11. Сказка Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка»
Задачи:
- учить чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, идеях двух сказок;
- помогать детям замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.
Оборудование: иллюстрация к четвертому концу сказки Дж. Родари «Большая морковка».
(О. С. Ушакова11,стр 118)
12. Малые фольклорные формы. Составление сказок по пословицам
Задачи:
- закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы);
- учить понимать переносное значение образных выражений;
- развивать умение составлять сказки по пословицам с использованием образных выражений;
- формировать выразительность, точность речи.
Оборудование: книжки-потешки; пословицы и поговорки.
(О. С. Ушакова12,стр 119)
13. Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц
Задачи:
- учить понимать и оценивать характер главного героя сказки;
- закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений;
- формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок;
- воспитывать отрицательное отношение к лени.
Оборудование: пословицы и поговорки.
(О. С. Ушакова13,стр 122)
14. Рассказ Н. Носова «На горке»
Задачи:
- развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания;
- обогащать речь фразеологизмами;
- учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.
Оборудование: картинка «На горке».
(О. С. Ушакова14,стр 123)
15. Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа»
Задачи:
- формировать умение понимать характер героев произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью;
- развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения;
- учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.
Оборудование: иллюстрация к стихотворению.
(О. С. Ушакова15,стр 124)
16. Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки
Задачи:
- закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведения малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки);
- учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений.
Оборудование: пословицы, поговорки; бумага, карандаши.
(О. С. Ушакова16,стр 125)
17. Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов
Задачи:
- учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств;
- обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение.
Оборудование: книга со сказкой «Хаврошечка» с красочными иллюстрациями.
(О. С. Ушакова17,стр 127)
18. Литературная викторина «Наши любимые поэты». Стихотворения А. Барто, С. Михалкова
Задачи:
- систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова;
- развивать умение выразительно читать стихотворения;
- учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему.
Оборудование: книги для тематической выставки «Наши любимые поэты»; портреты А. Барто, С. Михалкова; атрибуты для драматизации; игрушки.
(О. С. Ушакова18,стр 129)
19. Стихотворение С. Есенина «Черемуха»
Задачи:
- учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы;
- развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.
Оборудование: аудиозапись пьесы П. Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»; репродукции картин с изображением весенних пейзажей.
(О. С. Ушакова19,стр 131)
20. Литературная викторина «Наши любимые поэты»
Задачи:
- закреплять знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм;
- формировать образность речи (умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации).
Оборудование: прочитанные книги; иллюстрации к сказкам; атрибуты для драматизации.
(О. С. Ушакова20,стр 133)
21. Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»
Задачи:
- учить пересказывать текст в ситуации письменно речи;
- формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову.
Оборудование: книга с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное».
(О. С. Ушакова21,стр 134)