Зоя Сергеева
Перспективный план по ОО «Восприятие художественной литературы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
1неделя сентября
Тема: чтение рассказов «Что любит Мишка», «Что я люблю» В. Драгунский.
С помощью худ. литературы раскрывать детям образы их сверстников.
Л. А. Парамонова стр. 24
Цель: познакомить с рассказом как жанром худ. литературы, его особенностями, понятием автор произведения, вызвать у детей желание поделиться своими впечатлениями.
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Беседа о дружбе, друзьях, рисование портретов друзей.
2 неделя сентября Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Публикация «Перспективный план по ОО „Восприятие художественной литературы“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель: вызвать желание передавать свое отношение к содержанию стихотворения, интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихотворения Иллюстрация осенних пейзажей, стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Рассматривание иллюстраций об осени.
3 неделя сентября. Чтение рассказа Г. Снегирева «Верблюжья варежка».
Цель: расширять представления детей об окружающем мире через худ. произведения.
Способствовать эмоциональному восприятию детьми добрых чувств, заложенных в литературных произведениях, развивать воображение детей, познакомить детей со скороговорками. Заучивание и проговаривание скороговорок. Л. А. Парамонова стр. 239
4 неделя сентября Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге".
Цель: развивать наблюдательность, любознательность, зрительное внимание, речь.
Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени, слушать сказки внимательно. Иллюстрации к сказке Н. Сладкова, осенние листья
Д/и «Что нам осень принесла?», «Закончи предложение»,«Какой, какая, какое»
1 неделя октября «Поэты и писатели об осени».
Цель: формировать умение сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты. Закрепить представления о различии рассказа и стихотворения, развивать память при заучивании стихотворения. Стихотворение К. Бальмонта «Осень», иллюстрации с осенними пейзажами, аудиозапись «Листопад» Прослушивание музыкальных произведений об осени, заучивание стихов, загадывание загадок, д/и «Когда это бывает?» Л. А. Парамонова стр. 144
2 неделя октября «Хлеб – всему голова».
Цель: закрепить представления детей о выращивании хлеба. Закрепить представление детей о том, что хлеб – это один из главных продуктов питания, его трудно вырастить; воспитывать уважение к хлебу и труду людей; формировать представление о различии между рассказом и стихотворением. Картинки с изображением колосьев пшеницы и ржи, труда хлеборобов, овощеводов, хлебобулочные изделия.
Д/и «Во саду ли, в огороде», «Угадай на вкус», рисование поля с пшеницей (рожью) Л. А. Парамонова стр. 102
3 неделя октября «Сказка К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: осознавать тему, содержание поэтического произведения,
вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие, совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.
Иллюстрации к книге. Д/и «Что лишнее?».
4 неделя октября «Чтение стихотворения М. Лермонтова «Край любимый».
Цель: развивать память, интонационную сторону речи, интерес к художественному слову. Выразительно рассказывать стихотворение.
Совместная деятельность воспитателя с детьми. Сборник стихов М. Лермонтова о России. Иллюстрации родной страны. Рассматривание иллюстраций «Города России», «Природа родного края».
1 неделя ноября «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».
Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
Вызвать интерес к художественному слову, формировать навыки выразительного исполнения стихов Иллюстрации. Рассматривание иллюстраций
2 неделя ноября «Лучше нет родного края».
Цель: формировать у детей представление о Родине, родном крае.
Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение, воспитывать любовь к Родине, родному краю. Л. А. Парамонова стр. 680
Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество», Ю. Яковлева «Малая Родина»
Чтение и заучивание стихов о Родине.
3 неделя ноября «Чтение «К нам бегут автобусы».
Цель: формировать умение слышать «музыку»стихов, чувствовать их ритм, познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками, способствовать развитию воображения. Л. А. Парамонова стр. 64
Стихотворение Э. Мошковской «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился» Мимические упражнения.
4 неделя ноября Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья».
Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать напевность, ритмичность поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов, вызвать интерес к родному языку.
Иллюстрации осенних пейзажей. Рассматривание иллюстраций.
1 неделя декабря «Небылицы». Познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах.
Цель: помочь детям осознать прием переворачивания, используемый в некоторых небылицах, развивать чувство юмора, воображение. Л. А. Парамонова стр. 355
Ширма для настольного театра, перчаточные куклы Петрушка и Скоморох. Чтение небылиц, придумывание своих.
2 неделя декабря Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»
Цель: развивать умение детей передавать содержание литературного текста связанно, последовательно, без наводящих вопросов педагога. Развивать умение подбирать определения, активизировать употребление в речи прилагательных, закреплять умение образовывать формы Р. п. м. ч. существительных в трудных случаях (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек) Компл. зан. стр 191 Ушакова стр 68
Игра в «снежки», чтение отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима».
3 неделя декабря Чтение стихотворения «Как мир встречает Новый год».
Цель: воспитывать дружеские чувства к народам других стран. Познакомить детей с традициями празднования нового года в различных странах. развивать речь, любознательность, уважение к традициям и обрядам других народов.
Стихотворение Г. Сапгир «Как встречают новый год», книга «Новогодний подарок», географическая карта, глобус.
Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
4 неделя декабря «Поэты и писатели о зиме».
Цель: развивать умение сравнивать разные произведения об одном и том же явлении,
обогащать словарь детей. Л. А. Парамонова стр. 380
Репродукции картин известных художников с изображением зимних пейзажей, иллюстрации из книг о зиме. Беседы о зиме, зимних явлениях, заучивание песен, стихов, пословиц, поговорок.
3 неделя января «Старые сказки на новый лад».
Цель: формировать умение детей сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла, развивать чувство юмора. Л. А. Парамонова стр. 335
Мольберт, наборы картинок с персонажами сказок и одной картинкой из другой сказки, фишки. д/и «Сложи картинку», «Из какой я сказки», игры-инсценировки.
4 неделя января Чтение сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Цель: формировать умение рассуждать о художественных образах сказки.
Развивать чувство языка, понимание образных выражений, пословиц; подводить детей к пониманию того, что такие отрицательные черты характера, как лень, грубость, легкомыслие, осуждаются людьми. Л. А. Парамонова стр. 376
1 неделя февраля «Заучивание стихотворения Н. Старшинова «Над Родиной голубизна такая»».
Цель: воспитывать патриотические чувства. Развивать память, речь; интерес к художественному слову, эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы.
Иллюстрации с изображением пейзажей.
Беседа о Родине,
Д/у «Закончи предложение», чтение стихотворения С. Маршака «Февраль».
2 неделя февраля. Чтение стихотворения С. Козлова «В порту».
Цель: способствовать осмыслению литературных образов через включение в игровую ситуацию. Развивать способность детей вслушиваться в текст, воспитывать умение детей договариваться между собой. Л. А. Парамонова стр. 435
Игрушки для игры «Морской порт», мелкий игровой материал, грузовые машины, автокраны. С/р игры «Моряки», «Строители», «Шоферы», загадывание загадок.
3 неделя февраля. Чтение рассказа Ю. И. Коваля «Алый». Расширять представления о защитниках Отечества.
Цель: формировать представления о службе на границе, развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям. Л. А. Парамонова стр. 454
Стихотворение З. Александровой «Дозор», рассказ Ю. И. Коваля «Алый» Беседа о защитниках Отечества, рисование военной техники, лепка парашютистов.
4 неделя февраля. Чтение стихотворения «Кем быть» В. Маяковского.
Цель: расширять знания детей о профессиях. Вызвать интерес детей к разным профессиям, воспитывать уважение к людям разных профессий. Л. А. Парамонова стр. 454
Иллюстрации к стихотворению. Рисование людей разных профессий, беседа о профессиях, рассматривание иллюстраций.
1 неделя марта. Чтение рассказа В. Осеевой «Почему?»
Цель: формировать умение размышлять о поступках героев, прогнозировать последствия тех или иных поступков. Воспитывать в детях правдивость, чуткость, стремление доверить свои переживания близким людям, формировать умение воспроизводить сюжет по опорным картинкам. Л. А. Парамонова стр. 472
Решение проблемных ситуаций, составление рассказов по опорным картинкам.
2 неделя марта «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»».
Цель: воспитывать желание и умение слушать художественное произведение.
Формировать умение оценивать поступки героев. развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями. закреплять умение отвечать на вопросы, понимать основной смысл произведения,
вызывать интерес к народному творчеству.
3 неделя марта «Устное народное творчество».
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Закреплять знания о народных сказках, о малых фольклорных формах, о их своеобразие и особенностях, побуждать пересказывать любимые сказки, понимать смысл поэтических стихотворений, развивать эмоционально- эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам. Иллюстрации художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам. Д/и «Догадайся, что это?» Загадки, пословицы и поговорки.
4 неделя марта «Заклички».
Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами-закличками.
Дать детям представление о традиционном использовании закличек, научить ими пользоваться. Л. А. Парамонова стр. 503
1 неделя апреля Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки».
Цель: расширять представления детей о птицах. Познакомить детей с творчеством писателя В. Бианки, расширять представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему; знакомить детей с пословицами, отражающими любовь человека к родному дому. Л. А. Парамонова стр. 566
Иллюстрации с изображением птиц. Рассматривание птиц в энциклопедии, чтение рассказов о них, рисование и лепка птиц.
2 неделя апреля «Заучивание отрывка стихотворения Я. Акима «Апрель». Чтение стихотворения «Лесные правила»». Развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение.
Цель: формировать умение передавать интонацией задушевность, нежное отношение еще к робкой весне, воспроизводить в своей речи, образное выражения из текста. Иллюстрации весенней природы. Л. : Кочергина стр. 150
Рассматривание открыток с изображением ранней весны и цветущей вербы.
3 неделя апреля «Город чудный, город древний».
Расширять представление детей о Москве – столице России. Вызвать у детей эмоциональный отклик на поэтическое описание Москвы, интерес к столице России. Иллюстрации с изображением Москвы. Рассказывание о Москве; рассматривание открыток.
4 неделя апреля «Чтение рассказа С. Алексеева «Пешком с неба» (о парашютистах)». Чтение стихотворения Л. Кузьмина «Как до небес добраться».
Цель: воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших бойцов;
желание быть похожими на храбрых защитников отечества, дать понятие о смелости, о мужестве, о храбрости, о бесстрашии, об отважности, о решительности, о доблести. Иллюстрации к рассказу.
Чтение рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату».Беседа по содержанию рассказа. Рассматривание иллюстраций.
1 неделя мая «Чтение произведения С. Михалкова «Быль для детей»».
Цель: развивать представление о Великой Отечественной войне и защиты Родины.
Воспитывать чувство гордости за мужество наших солдат, формировать умение понимать смысл поэтического произведения, умение отвечать на вопросы используя в речи, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Л. : Н. С. Голицына стр. 399.
Иллюстрации на военную тематику. Произведения С. Михалкова «Быль для детей». Картина «День Победы». Беседа о В. О. войне, рассматривание иллюстраций.
2 неделя мая «Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»».
Цель: развивать интерес детей к художественной литературе, умение пересказывать.
Формировать умение детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции при прочтении рассказа, эмоционально воспринимать его содержание, запоминать действующие лица и последовательность действий. Иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Золотой луг». Иллюстрации с изображением одуванчика. Беседа о весне, о первоцветах.
3 неделя мая Чтение сказки Б. Заходера «Серая Звеэдочка».
Цель: формировать умение представлять сказочного героя во всем многообразии его черт. Поддерживать интерес детей ко всему живому, развивать нравственные чувства, формировать умение воспроизводить содержание целостного фрагмента сказки. Беседа о лете, чтение стихов, рисование летних сюжетов. Л. А. Парамонова стр. 735
4 неделя мая «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Лето»».
Развивать образность речи, понимания значения образных слов и выражений; подбирать определения, сравнения к заданному слову, память, интонационную выразительность речи, эмоциональную отзывчивость на летние проявления природы.
Стихотворения Е. Трутневой «Лето». Иллюстрации к стихотворению.
Рассматривание иллюстраций.