Елена Галицына
Перспективное планирование в средней группе «Чтение художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Тема Цель Программное содержание Материал, оборудование Совместная деятельность
31 августа по 7 сентября Тема: «Чтение стихотворения С. Маршака «Первый день календаря»».
Цель: Вызвать интерес к художественной литературе.
- Развивать память, речь, слуховое восприятие, вызвать интерес к поэтическим произведениям
- Активизировать словарь по данной теме Книга С. Маршака, иллюстрации посвященные началу учебного года. - загадки
- физкультминутка
- заучивание отрывка из стихотворения
-чистоговорки, скороговорки
Публикация «Перспективное планирование в средней группе „Чтение художественной литературы“» размещена в разделах
8-14 сентября Тема: «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад»».
Цель: Учить передавать интонационную сторону речи.
- Вызвать у детей интерес к художественному слову
- Развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи
- Формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.
Стихотворение И. Бунина «Листопад». Иллюстрации. - Д. Игра «Назови признаки» (знакомых деревьев).
-Д. Игра «Назови действия» (знакомых деревьев).
-Загадки.
15 сентября-21 сентября Тема: Чтение рассказа И. Иваненко «Спокойной ночи»
Цель: Поддерживать интерес к художественной литературе.
Н. В. Елкина стр. 173 - Дать представление о том, как насекомые готовятся к приходу осени.
-Учить внимательно, слушать произведений.
- Учить детей понимать смысл произведения.
-Учить отвечать на вопросы.
Рассказ И. Иваненко «Спокойной ночи». Иллюстрации с изображением насекомых. -Загадки
-Д. Игра «Опиши, я отгадаю»
- Д. Игра «Четвертый лишний»
22-28 сентября Тема: Заучивание стихотворения А. Плещеев «Скучная картина». Повторение стихотворения об осени.
Цель: Учить передавать свое отношение к содержанию стихотворения - Вызвать у детей интерес к художественному слову
- Развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи
- Формировать навыки выразительного исполнения стихотворения Иллюстрация осенних пейзажей, стихотворение
А. Плещеев «Скучная картина». - совместное заучивание стихотворения
- рассматривание иллюстраций разных периодов осени.
- физкультминутка «Осенние листочки».
29 сентября-5 октября Тема: Чтение стихотворения М. Лермонтова «Край любимый».
Цель: Учить эмоционально, воспринимать поэтическое произведение.
- Развивать память
-Развивать интонационную сторону речи
- Развивать интерес к художественному слову
- Учить детей выразительно рассказывать стихотворение. Сборник стихов М. Лермонтова о России. Иллюстрации родной страны. - заучивать стихотворение о России.
-физкультминутка
6-12 октября Тема: Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Родина»
Цель: формировать у детей представления о происхождении слова Родина, его смысле, познакомить с текстом гимна Российской Федерации.
Формировать у детей представления о происхождении слова Родина, его смысле, создавать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем; выучить наизусть стихотворение о Родине, познакомить с текстом гимна РФ.
Грамзапись гимна РФ, стихи о Родине В. Ф. Бокова, С. Дрожжина, А. Прокофьева, текст гимна России.
-Беседы о Родине.
-Чтение рассказов о родной стране.
-Рассматривание иллюстраций.
13-20 октября Тема: Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими писателями.
Ушакова стр. 212
- Воспитывать гордость за нашу страну.
- Учить слушать литературные произведения
Сказка А. С. Пушкина «Золотая рыбка», иллюстрации к сказке. - Беседа.
-Обсуждение сказки.
21-26 октября Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
- Вызвать интерес к художественному слову
- Развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи
- Формировать навыки выразительного исполнения стихов Иллюстрации.
Стихотворение З. Александровой «Родина». -физкультминутка
-заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
- рассматривание иллюстраций
27 октября-2 ноября Тема: Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».
Цель: Вызывать интерес детей к художественной литературе.
Ушакова стр. 94
- Дать детям представление о рассказе, как литературном жанре.
- Закрепить понимание его специфики
-Учить пересказывать от третьего лица.
- Совершенствовать у детей умение регулировать темп речи и силу голоса. Рассказ М. Пришвина «Золотой луг». Иллюстрации к рассказу. -Обсуждение рассказа.
3-9 ноября Тема: Рассказывание русской- народной сказки «Сивка- Бурка»
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки.
Ушакова стр. 184 - Закрепить знания о жанровых особенностях сказки
-Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки.
-Умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Иллюстрации к сказке «Сивка-бурка» и к другим русским – народным сказкам. - Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Беседа по сказке
- Физкультминутка
10-16 ноября Тема:Чтение «Сказки про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка
Цель: Формировать у детей ценностное восприятия художественного текста в единстве содержания и художественной формы.
Ушакова стр. 201 - Закреплять знания об особенностях разных литературных жанрах; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов
- Воспитывать стремление к точному словоупотреблению. Иллюстрацйии к сказке «Сказки про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Беседа по сказке
- Физкультминутка
17-23 ноября Тема:Чтение стихотворения К. Чолиева «Деревья спят». Беседа об осени
Цель:Учить детей составлять рассказ с использованием выразительно- изобразительных средств языка.
Ушакова стр. 219 - Развивать умение подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления.
ТСО, картинки на темы «Листопад», «Начало зимы». Стихотворение К. Чолиева «Деревья спят». Рассказ М. Пришвина «Птицы и листья» - Д. Игра «Продолжи предложение»
-Музыкальная пауза «Осенние листья»
- физкультминутка
24-30 ноября Тема: Ознакомление с новым жанром- басней. Чтение басни И. крылова «Стрекоза и Муравей»
Цель:Закреплять представление детей о басни, о ее жанровых особенностях. - Подвести детей к пониманию аллегории басни, ее идеи.
- Воспитывать чуткость к образному строю языка басни
- Раскрыть значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией. Портрет И. Крылова.
Басня «Стрекоза и Муравей». - Пословицы
-физкультминутка
-обсуждение
1-7 декабря Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»
Цель: воспитывать любовь к природе.
Ушакова 226 - Продолжать учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы, при чтении наизусть стихотворения; учить замечать изобразительно- выразительные средства, составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок» Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег». Иллюстрации с изображением заснеженного леса, поля. - физкультминутка «Снежинки»
- заучивание стихотворения.
8-14 декабря Тема: Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
Цель: Вызвать интерес к русским народным сказкам, к богатству русского языка.
Ушакова стр. 228 - Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки; подвести к пониманию идеи произведения, показать ее связь со значением пословицы. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Иллюстрации к сказке.
- Беседа
- Физкультминутка
15-21 декабря Тема: Заучивание стихотворения Н. Некрасова «Мороз-Воевода»
Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. -Вызывать интерес детей к художественному слову, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
- Учить умению сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием стихов. Стихотворение Н. Некрасова «Мороз-Воевода». Иллюстрации к стихотворению. Портрет Н. Некрасова. -Д. Игра «Бывает- не бывает», «Найди противоположенное слово», «Что происходит в природе».
- физкультминутка
22-28 декабря Тема: Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»
Цель: Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству. -Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;
- закреплять знания об особенностях сказочного жанра. Русская народная сказка «Снегурочка». Иллюстрации к сказке. -Д. Игра «Скажи по- другому».
-физкультминутка
12-18 января Тема: Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание
Цель: рассказать детям о березе, как о символе России, символе красоты русской природы.
Ушакова 241 - Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
-Воспитывать любовь к природе. Портрет С. Есенина. Иллюстрации к стихотворению. Стихотворение С. Есенина «Береза». - хоровод «Березка».
- Д. Игра «Береза белая подруга»
19-25 января Тема: Рассказывание сказки П. Бажов «Серебряное Копытце»
Цель: Приобщать детей к художественной литературе, художественному слову.
- Воспитывать эмоционально- образное восприятие содержания сказки
- Учить понимать и оценивать характер и поступки героев
- Портрет П. Бажова. Сказка П. Бажов «Серебряное Копытце».
Иллюстрации к сказке.
- Беседа по прочитанному.
- Физкультминутка.
26 января-1 февраля Тема: Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»
Цель: Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы.
Ушакова стр. 247 - Формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов
- Учить передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании. Зимние пейзажи. Рассказ С. Иванова «Каким бывает снег». - физкультминутка
- Обсуждение по прочитанному
2-8 февраля Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»
Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
- Учить умению оценивать поступки героев.
- Развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями.
- Учить умению отвечать на вопросы. Понимать основной смысл произведения.
- Вызывать интерес к народному творчеству.
Иллюстрации. Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» - физкультминутка «Богатыри»
- Обсуждение по прочитанному.
9-15 февраля Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.
- Вызвать интерес к художественному слову
- Развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи
- Формировать навыки выразительного исполнения стихов Иллюстрации.
Стихотворение З. Александровой «Родина». -физкультминутка
-заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
- рассматривание иллюстраций
16-22 февраля Тема: Чтение былины «Добрыня Никитич и Тугарин змей»
Цель: Воспитывать патриотические чувства - Развивать эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы.
- Развивать речь, развивать память, интонационную сторону речи. Былина «Добрыня Никитич и Тугарин змей». Иллюстрации. - Физкультминутка
-беседа
23 февраля-1 марта Тема: Заучивание стихотворения Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться»
Цель: Воспитывать у детей доброту сердца. - Развивать у детей действенную любовь к маме- самому родному человеку, уважение к ее труду, желание помогать ей.
- Средствами литературных произведений помочь детям осознать необходимость заботиться о маме.
- Учить понимать и оценивать характеры персонажей стихотворения и сказки.
- Побуждать при чтении стихотворения передавать интонации вопроса.
Стихотворение Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться».
Иллючстрации
-Беседа по содержанию
- Заучивание
- Физкультминутка.
- Д. Игра «Назови ласково»
- Д. Игра «Что делает мама», «Когда мама улыбается»
2-8 марта Тема: Чтение рассказа Л. Квитко «Бабушкины руки»
Цель: Воспитывать уважительное отношение к родным людям. - Продолжать развивать интерес к произведениям.
-Развивать усидчивость, память и речь.
- Воспитывать гражданские чувства. Рассказ Л. Квитко «Бабушкины руки». Иллюстрации.
-беседа по содержанию стихотворения
- заучивание
- физкультминутка
- Д. Игра «Помоги бабушке», «Назови ласково»
- Выставка фотографий «Вместе с бабушкой»
9-15 марта Тема: Чтение русской- народной сказки «Финист Ясный сокол»
Цель: способствовать развитию у детей интереса к устному- народному творчеству. - Воспитывать желание слушать сказку, следить за развитием действия, активно откликаться на события, сопереживать героям произведения.
Русская- народноя сказка «Финист Ясный сокол». Иллюстрации к сказке. - беседа по прочитанному
- физкультминутка
16-22 марта Тема: Заучивание стихотворения С. Маршака «Восемь кукол деревянных»
Цель: способствовать развитию у детей интереса к устному- народному творчеству
Бойчук стр. 152
- Развивать память, интонационную сторону речи
- Учить детей четко произносить слова и предложения. Стихотворение С. Маршака «Восемь кукол деревянных». Игрушки.
Песня «Матрешка» - беседа
- заучивание стихотворения
- физкультминутка «Матрешки»
- прослушивание песни «матрешка»
23-29 марта Тема: Чтение сказки «По щучьему велению»
Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством.
Бойчук стр. 155 - Познакомить детей с небылицами, как жанром устного- народного творчества; русской народной сказкой «По щучьему велению».
- Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа и юмора.
- Воспитывать уважение к народной культуре. Сказка «По щучьему велению». Иллюстрации к сказке.
- беседа по прочитанному
- физкультминутка.
30 марта-5 апреля Тема: Заучивание стихотворения З. Александровой «Салют весне»
Цель: Показать напевность языка стихотворения, развивать понимание образной речи.
Елкина стр. 101 - Закрепить умение выразительно читать стихи, передавать их настроение и естественные интонации.
- Закрепить знания о весенних явлениях природы.
Стихотворения З. Александровой «Салют весне». Иллюстрации. - заучивание стихотворения
- беседа
- физкультминутка
6-12 апреля Тема: С. Есенин «Черемуха» (чтение)
Цель: развивать память, любовь к весенней природе.
Голицына стр. 382 - Показать детям напевность языка стихотворения, развивать понимание образной речи.
- Упражнять в составлении предложений, произнесении их с разной эмоциональной окраской.
- Закреплять умение выразительно читать. Стихотворение С. Есенина «Черемуха». Иллюстрации различных деревьев. Репродукция картины И. Москалевой «Цветущая черемуха» +- беседа по прочитанному
- физкультминутка «Ветер тихо клен качает»
13-19 апреля Тема: Заучивание стихотворения «каждый мальчик хочет быть солдатом»
Цель: Воспитывать желание быть похожими на защитников Родины.
- Развивать эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы.
- Развивать речь, развивать память, интонационную сторону речи. Иллюстрации. Стихотворение «каждый мальчик хочет быть солдатом»
- Заучивание стихотворения.
- Пословицы и поговорки.
- Физкультминутка.
20-26 апреля Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель: Поддержать интерес детей к художественной литературе как к источникам знаний.
Ушакова стр. 266
-Учить детей эмоционально воспринимать образное содержания произведения, осмысливать идею.
- Закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений;
- Учить осмысливать значение образных выражений. Рассказа В. Драгунского «Друг детства». Иллюстрации - чтение
- беседа
- физкультминутка
- рассказ на тему «День Победы»
27 апреля-3 мая Тема: Чтение рассказа «Знамя победы»
Цель: Расширить знания детей о мужестве солдат в годы войны. - Дать знания детям о Красном Знамени Победы, которое храниться в музее советской армии.
- Воспитывать уважение к советским воинам- победителям. Рассказ «Знамя победы».
Иллюстрации.
- беседа по прочитанному
- физкультминутка
4-10 мая Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик».
Цель: Учить детей слушать сказки. - Учить умению оценивать поступки героев.
- Развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями.
- Учить умению отвечать на вопросы. Понимать основной смысл произведения.
Сказка В. Катаева «Цветик- семицветик». Иллюстрации к сказке.
- Чтение.
- Вопросы и ответы.
11-17 мая Тема: Заучивание стихотворения В. Шуграева «От чего цветы в лугах»
Владимирская стр. 105
Цель: Развивать память. - Развивать речь, интонационную сторону речи.
- Развивать эмоциональное восприятие.
Стихотворение В. Шуграева «От чего цветы в лугах». Иллюстрации
- заучивание
- загадки
- физкультминутка
18-24 мая Тема: Заучивание стихотворения Н. Караваевой «Что такое детский сад»
Цель: Создать эмоциональный настрой, воспитывать любовь к детскому саду. - Закрепить умение выразительно читать стихи, передавать их настроение и естественные интонации.
- Показать напевность языка стихотворения, развивать понимание образной речи.
Стихотворение Н. Караваевой «Что такое детский сад». Иллюстрации
- заучивание
- загадки
- физкультминутка