Фильчукова Марина
Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1 занятие: Малые фольклорные формы.
Задачи:
- Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);
- воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);
- формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);
- упражнять в подборе эпитетов, сравнений в загадке.
2 занятие: Я. Тайц «По грибы».
Задачи:
Публикация «Перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
- обучать пересказу текста самостоятельно, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям;
- закрепить у детей умение пересказывать рассказ по ролям, образовывать уменьшительно – ласкательные наименования (листок, кузовок, мешок, лепесток и др.);
- упражнять в навыке, соотносить действие с его названием.
3 занятие: М. Глинская «Хлеб».
Задачи:
- расширять знаний детей о хлебе,
- познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу.
4 занятие: А. Раскин «Как папа укрощал собачку».
Задачи:
-закрепить у детей представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;
- учить понимать образное содержание произведения;
- понимать главную мысль рассказа;
- связно передавать содержание произведения;
- воспитывать любовь к животным.
Октябрь
1 занятие: Ш. Перро «Мальчик – с пальчик».
Задачи:
- продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;
- учить осмысливать характеры персонажей;
- формировать образность речи, понимание образных выражений;
- развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.
2 занятие: Н. Гернет и Д. Хармс «Очень – очень вкусный пирог».
Задачи:
- продолжать работу по содержанию стихотворения.
- учить чувствовать ритм стихотворения;
- эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;
- развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение;
- побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.
3 занятие: А. С. Пушкин – знакомство с творчеством.
Задачи:
- познакомить с творчеством великого русского поэта;
- расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина;
- вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина;
- учить детей выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения «Уж небо осенью дышало…»;
- развивать умение передавать интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения;
- воспитывать любовь к природе.
4 занятие: С. Маршак «Кораблик».
Задачи:
- продолжать знакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных форм (песенок);
- учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть песенку «Кораблик»;
- формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Ноябрь
1 занятие: Д. Мамин – Сибиряк «Медведко».
Задачи:
- познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;
- помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;
- учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;
- развивать интерес к любой книге.
- формировать умение осмысливать содержание произведения.
2 занятие: «Что за прелесть эти сказки!»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», ««Сказка о царе Салтане».
Задачи:
-уточнить и обогатить представление о сказках А. С. Пушкина;
- помочь в своеобразие их языка;
- вызвать желание услышать сказочные произведения поэта;
- воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.
3 занятие: И. Суриков «Зима» .
Задачи:
- продолжать работу по содержанию стихотворения.
-учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой;
- учить чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения;
- учить находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор;
- упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы.
4 занятие: Ознакомление с жанром – басней. И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Задачи:
- познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;
- подвести к пониманию аллегории басни, идеи;
- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
- понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога», связывать значение пословицы с определенной ситуацией.
Декабрь
1занятие: С. Михалков «Ошибка».
Задачи:
- учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;
- формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;
- продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног», пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;
- воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам.
2 занятие: Обработка И. Карнауховой «Семь Симеонов – семь работников».
Задачи:
- продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями;
- повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка);
- учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ;
- развивать умение пересказывать сказку по плану;
- формировать образность речи, понимание образных выражений.
3 занятие: Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился».
Задачи:
- учить пересказывать текст без пропусков и длительных пауз, передавать прямую речь, совершенствовать интонационную выразительность речи, упражнять в подборе существительного к глаголу;
- развивать выразительность речи;
- воспитывать интерес ко всему живому, потребность охранять и защищать природу.
4 занятие: Стихотворения к новогоднему празднику.
Задачи:
- учить выразительно, рассказывать стихотворения наизусть;
- формировать умение интонационно передавать радость в связи с предстоящими праздниками;
- развивать поэтический слух;
- воспитывать любовь к праздникам, художественной литературе.
Январь
1 занятие: «Коляда! Коляда! А бывает коляда…».
Задачи:
- познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождеством, Святками, объяснить их происхождение и назначение;
- продолжать различать жанровые особенности обрядовых песен;
- учить понимать главную мысль песен;
- раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно, выразительно.
2 занятие: «Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.
Задачи:
- учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;
- развивать творческое воображение;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам.
3 занятие: Г. Скребицкий «Как белочка зимует».
Задачи:
- учить детей отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;
- понимать и использовать в речи слова в их переносном значении («бойкий рыжий мячик»);
- подбирать по смыслу глаголы;
- учить пересказывать текст рассказа;
- прививать любовь к животным и заботу о них.
4 занятие: С. Маршак «Кошкин дом» (отрывки) - чтение в лицах.
Задачи:
- продолжать учить детей внимательно слушать произведение (стихотворение);
- отвечать на вопросы по содержанию;
- определять настроение, выраженное в стихотворении;
- читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь;
-сочувствовать героям стихотворения, переживать.
Февраль
1 занятие: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» -чтение сказки.
Задачи:
- уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена;
- учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;
- формировать умение обращать внимание на поэтические образы;
- развивать речетворческие способности детей;
- воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.
Л. Фадеев
«Зеркало в витрине»
чтение стихотворения. Продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение;
- развивать интерес к художественной литературе;
- чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
2 занятие: П. Воронько «Лучше нет родного края» - работа по содержанию стихотворения.
Задачи:
- учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения;
- участвовать в коллективном разучивании стихотворения при хоровом проговаривании;
- выразительно читать стихотворный текст;
- воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»);
- воспитывать любовь к родному краю.
3 занятие: С. Алесеев «Первый ночной таран» - пересказ рассказа.
Задачи:
- продолжать учить детей понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки, басни;
- развивать навыки пересказа литературного текста;
- учить применять в речи образные выражения, сравнения;
- воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.
4 занятие: С. Топелиус «Три ржаных колоска» - чтение литовской сказки.
Задачи:
- учить различать жанровые особенности рассказа;
- осмысливать содержание прочитанного;
- связно передавать содержание прочитанного средствами игры;
- формировать оценочное отношение к героям сказки.
Март
1 занятие: С. Маршак «Перчатки» -работа по содержанию стихотворения.
Задачи:
- продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;
- помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;
- упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности;
- развивать образность речи.
2 занятие: Чтение рассказов, стихотворений о весне.
Задачи:
- развивать навыки связного высказывания;
- вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;
- учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;
- воспитывать любовь к природе.
3 занятие: «Айога» - чтение нанайской сказки.
Задачи:
- учить детей понимать и оценивать характер главной героини;
- закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведения;
- учить понимать переносное значение пословиц, поговорок («Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень»);
- воспитывать отрицательное отношение к лени.
4 занятие: «Снегурочка»
Задачи:
- учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку;
- развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы;
- закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра;
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Апрель
1 занятие: И. Крылов «Ворона и лиса».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни;
- учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни;
- обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»);
- развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни;
- воспитывать честность и доброту.
2 занятие: Н. Носов «Автомобиль» .
Задачи:
- учить детей понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;
- учить оценивать поступки героев;
- развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;
- воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;
- учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.
3 занятие: М. Зощенко «Великие путешественники» -
Задачи:
- познакомить детей с литературным произведением М. Зощенко;
- учить определять характер персонажей;
- связно пересказывать литературный текст;
- развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.
4 занятие: В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…» -
Задачи:
- учить выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение;
- формировать умение читать поэтическое произведение в лицах;
- побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть;
- прививать любовь к природе.
Май
1занятие: С. Маршак «Откуда стол пришел?».
Задачи:
- учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;
- развивать умение подбирать рифмы к различным словам;
- учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз;
- формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);
- развивать память и внимание.
2 занятие: А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Задачи:
- расширять знания детей о защитниках Отечества;
- уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов;
- развивать воображение, поэтический вкус;
- воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.
3 занятие: М. Михалков «Лесные хоромы».
Задачи:
- познакомить детей с авторской сказкой;
- помочь найти сходное и отличительное от русской народной сказки «Теремок»;
- научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей;
- развивать пантомимические навыки;
- учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
3 занятие: В. Драгунский «Друг детства».
Задачи:
- учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею;
- закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);
- осмысливать значение образных выражений.
4 занятие: Итоговая литературная викторина.
Задачи:
- закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;
- закрепить знания о малых фольклорных формах.