Елена Силякова
Современные психолого-педагогические технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«ТЕМА»
«Современные психолого- педагогические технологии
используемые в ДОУ»
(из опыта работы)
Силякова Елена Михайловна,
Педагог-психолог МАДОУ №109 «Курай» г. Набережные Челны
Организация образовательного процесса в детских садах в современных условиях включает в себя цели образовательного развития, обеспечения физического, психического, морального и социального здоровья. В дошкольном учреждении №109 «Курай» используются современные образовательные, психолого-педагогические технологии, которые выполняют несколько функций: психологическая диагностика; психологическая профилактика, психологическая коррекция и развитие, психологическое просвещение и консультирование.
В своей профессиональной деятельности мы используем следующие виды электронных образовательных ресурсов:
- Ресурсы федерального образовательного портала, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.
- Приобретены учебные электронные издания в формате CD для пополнения медиатеки.
- Ресурсы, разработанные педагогами-психологами.
Психодиагностика
Наличие персонального компьютера устраняет многие проблемы и незаменимо в психодиагностике. С помощью конструктора тестов можно набирать и преобразовывать текстовые методики в компьютерный вариант, предложить детям индивидуальное, компьютерное тестирование. Создавать свои методики, анкеты, проводите тесты. Опрос педагогов и родителей. В процессе указанной работы постепенно пополняется собственная электронная библиотека.
Использование персонального компьютера в качестве метода расчета результатов тестирования существенно упрощает работу.
Коррекционно - развивающая и профилактическая работа
В коррекционно-развивающей работе в нашем ДОУ используются компьютерные программы, имеющие обучающе-развивающие характеристики. Его использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся. Повышается эффективность обучения. Развиваются интеллектуальные и творческие способности детей.
Выбор развивающих и коррекционных методов определяется исходя из способностей дошкольников, их возраста и психофизиологических особенностей.
По характеру учебной деятельности мы используем следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, который предполагает словесное объяснение с использованием наглядных пособий. Как представить проблему? Как ее найти? Как играть в обучающие игры с компьютером?
Компьютерные игровые средства, используемые на малых группах и индивидуальных занятиях, по назначению делятся на несколько типов:
- Развивать у детей логическое мышление, внимание и память.
- Улучшить координацию движений (мелкую моторику)
- Развивать воображение и объемное восприятие.
- Развивать ориентацию в окружающей действительности
Психологическое просвещение и консультирование
В этом направлении мы используем данные интернет-сайтов, посвященных детской психологии. Эти материалы мною перерабатываются, оформляются стенды и родительские уголки. Применение в просветительской работе с родителями и педагогами мультимедийных презентаций, слайд-шоу, CD-фильмов делает ее более интересной и продуктивной.
Организационно-методическая работа.
Используя компьютерные технологии, мы можем успешно выполнять следующие виды работ:
- составление отчетов, фиксация и хранение результатов работы; - быстрый поиск в Интернете и распечатка стимулирующих материалов для занятий, бланков заданий;
- создание электронной библиотеки психологической литературы. Программы диагностики и развития и стимульного материала – совершенствование профессиональных способностей и повышение профессионального уровня с помощью Интернета. (чтение и анализ электронных книг, информационных бюллетеней, сайтов по психологическим темам дистанционное обучение
-участие в различных конкурсах,встречи, проводимые в Интернете,общение с коллегами-психологами на форумах и интернет-сообществах) .
Свои достижения в области информационных и компьютерных технологий мы демонстрируем на открытых занятиях, выступлениях, мастер-классах, семинарах и конкурсах.
Мы активно используем в своей деятельности технологию психолого-педагогического сопровождения развития детей в учебном процессе ДОУ, что позволяет создать эмоциональный комфорт и положительные психологические эмоции у детей в процессе адаптации к детскому саду, постоянного пребывания в нем, а также в процессе взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.
Сегодняшние игровые технологии очень актуальны. Роль игр возросла из-за информационной перегрузки современных детей. Важной задачей в обучении дошкольников является развитие навыка самооценки и отбора полученной информации. Развивать такие навыки помогает игра, которая служит упражнением в использовании знаний, которые дети приобретают в учебной деятельности.
Игры или игровые упражнения, используемые в психологической деятельности, поддерживают интерес детей к изучаемому материалу и привлекают их к овладению новыми знаниями. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на учебной задаче и способствует развитию осознанной познавательной мотивации у детей дошкольного возраста. В своей работе педагог-психолог использует игровые технологии, необходимые для вхождения в общество, чтобы быть успешным. Создание культуры общения и независимое самосознание. Игра имеет как диагностическую, так и коррекционную функции (выражение интеллекта, эмоций, контакта и т. д.) Наиболее распространенным способом использования игр является терапия через игровые ситуации, которые подвергают ребенка различным испытаниям в преодолении поведенческих и коммуникативных проблем.
Игровое обучение проводится педагогом-психологом в небольших группах по 6-8 детей одного возраста. Игровые занятия длятся 20-25 минут и делятся на два этапа. На первом этапе проводятся 3-4 игры или одна игра в разных вариантах по 10-15 минут. Затем начинается второй этап - «Общая беседа «Рефлексия» (3-5 минут). Анализируют свои действия и решения. Оценивают успех игры и вспоминают самые интересные и яркие игровые моменты. Второй этап игры поможет вам понять полученный опыт. На общем обсуждении очень полезно показать различия в стиле мышления ребят. При сопоставлении с другими участниками игры ребенок начинает лучше понимать самого себя, адекватно оценивать свои психологические ресурсы. Все ответы ребят, даже самые неожиданные, непривычные и странные, есть ответы «правильные».
Список используемой литературы:
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1. Атемаскина. – М. : Детство-Пресс, 2015. – 112 с.
2. Бородина О. Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2016. - № 1 – С. 8-11. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников».
3. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение:Учебное пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / Н. В. Матяш. - М. : ИЦ Академия, 2012. - 160 c.
4. Свинцова А. М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. Спб., 2008 – 100 с.
5. Шкурко Т. А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе. Психологический вестник. Выпуск 1, Часть1, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996, с. 327-348.
6. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию “психолог”. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. – 464 с. (серия “Библиотека психолога”).