Галина Рязанцева
Перспективный план логопедической работы на логопункте ДОУ с детьми старшей и подготовительной группы с ОНР
▼ Скачать +Заказ
Перспективный план логопедической работы на логопункте
с детьми старшей и подготовительной группы
с ОНР
на 2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
Публикация «Перспективный план логопедической работы на логопункте ДОУ с детьми старшей и подготовительной группы с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Часть 1,2. Первый (старшая группа, второй год обучения (подготовительная группа)» и на основе рабочей программы логопеда. Фронтальные занятия проводятся с учетом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС, с учетом методических рекомендаций Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5-6 лет», Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР», Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 6-7 лет».
Коррекционную работу с детьми 5-7 лет, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –10 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте – 10 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
III период обучения (март, апрель, май)
5-6 лет: занятие - по формированию фонетической стороны речи – 10 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 10 занятий
6-7 лет:занятие - по формированию фонетической стороны речи и обучение грамоте –12 занятий
- по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи – 12 занятий
2 подгруппа - 6-7 лет :
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Недели Лексическая
тема Формирование
фонетической стороны речи Лексико-грамматический строй речи Связная речь
СЕНТЯБРЬ
1,2 ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
3 Осень учить детей отвечать на вопросы и задавать их;
систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
активировать словарь по данной теме;
воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Рассказывание по теме «Осень».
№1
Уточнение артикуляции звуков [а], [у] звука [и] Буквы А, У
№1,2,4
4 Деревья осенью. Листья. обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных;
развивать умение задавать вопросы;
обобщать знания о деревьях.
воспитывать бережное отношение детей к природе. Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания.
№2
Уточнение акустико-артикуляционную хар-ку звукам [п], [пь] Звуки П, ПЬ
№5
ОКТЯБРЬ
1 Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;
развивать у детей умение распространять предложения определениями;
развивать мыслительную деятельность;
расширять знания детей по теме;
воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации
№3
Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [к], [кь] Звуки К, КЬ
№6
2 Фрукты Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [т], [ть]
Дифференциация звуков [к]- [т] Звуки Т, ТЬ Звуки К-Т
№7,8 обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок;
закреплять правильное употребление в речи имен существительных в творительном падеже;
развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;
воспитывать у детей желание честно оценивать свои поступки. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин.
№4
3 Насекомые Дифференциация Звуки звуков [п]-[т]-[к]. П-Т-К Уточнение артику- №9
ляции. обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
пополнять словарный запас по теме «Насекомые»;
развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;
воспитывать у детей самоконтроль за речью. Составление описательно рассказа о пчеле с опорой на схему.
№5
4 Перелет-ные птицы Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [х], [хь]
Дифференциация звуков [к]- [х] Звуки Х, ХЬ.
№11,12 обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов;
закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;
закреплять умение синтаксически верно строить предложения;
упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям. Пересказ рассказа И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов
№6
НОЯБРЬ
1 Грибы. Ягоды. обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин;
уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;
упражнять в согласовании числительных с существительными;
развивать у детей умение точно отвечать на поставленные вопросы;
воспитывать и прививать интерес к художественному слову. Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин.
№7
Уточнение артикуляции звуков [а], [у], [и], [о], [ы] Звуки А,У. И,Ы,О №14
2 Домашние животные Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [м], [мь] Звуки М, МЬ.
Буква М
№15 обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин;
развивать умение строить последовательно свое высказывание;
активизировать и расширять словарь детей по теме домашние животные;
воспитывать у детей любознательность к окружающей природе. Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.
№8
3 Дикие животные Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звукам [н], [нь]
Дифференциация звуков [н]- [м] Звуки Н-М. Н-НЬ
№16,17 обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту;
закреплять у детей правильное употребление в речи притяжательных прилагательных;
развивать умение отвечать на вопросы полными ответами;
воспитывать у детей интерес к художественному слову. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежа
№9
4 Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [б], [бь] Звуки Б,БЬ. Буква Б.
№18,19 обучать детей составлению описательного рассказа;
расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;
упражнять в употреблении распространенных предложений;
воспитание навыков самообслуживания. Составление описательного рассказа с опорой на схему.
№10
Дифференциация звуков [б]- [п] Звуки П-Б№20
IIпериод обучения (декабрь,январь,февраль)
Недели Лексическая
тема Формирование
фонетической стороны речи Лексико-грамматический строй речи Связная речь
ДЕКАБРЬ
1 Зима.
Зимние месяцы. Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [с], [сь] Звуки С, СЬ. Буква С. №23
№21,22 Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени.
Уточнение и расширение словаря по теме. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда)
№11
2 Дикие животные зимой. Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [з], [зь] Звуки З, ЗЬ. Буква З. №24,25,
26 Расширение предикатного словаря. Практическое употребление в речи имен существительных в различных падежах. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин. №12
3 Мебель. Дифференциация звуков [сь]-[зь], [с]-[з]. Расширение знания значения предлогов и употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций. Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.
№13
4 Новый год. Уточнение акустико-артикуляционнуюхар-ку звука [в], [вь] Звуки В,ВЬ. №27 Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования. Закрепление употребления имен существительных в Т. п. Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)№14
Буква В№28
ЯНВАРЬ
1,2 КАНИКУЛЫ
3 Животные жарких стран.
Дифференциация звуков [д]-[дь], [т]-[д]. Звуки Д,ДЬ. Буква Д№29 Закрепление употребления имен существительных множественного числа в Р. п.
Формирование навыка словообразования по теме Пересказ рассказа Б. С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».№15
ЗвукиТ-Д№30
4. Семья. Дифференциация звуков [ть]-[дь]. Звуки ТЬ-ДЬ№31 Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных. Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»№16
ФЕВРАЛЬ
1 Инструменты. Дифференциация звуков [г]-[гь], [г]-[к].
Звуки Г-ГЬ.
Буква Г№33ЗвукиК-Г №34 Закрепление навыка употребления имен существительных в Тв. п.
Формирование словаря глаголов. Пересказ сказки «Две косы».№17
2 Морские, речные и аквариумные обитатели. Уточнение артикуляции и произношения звука [э], [й] Звук и буква Э,Й
№35,36 Образование притяжательных прилагательных. Образование отыменных прилагательных. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
№18
3 День защитни-ков Отечества Механизм образования звука [йэ]Механизм образования звука [йа]
Буква Е,Я
№37,38 Расширение словаря по теме. Составление рассказа «Собака-Санитар» по серии сюжетных картин. №19
4 Транспорт Дифференциация звуков [ш]-[с] Звук и буква Ш
№39Звуки С-Ш №40 Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы Тв. п. существительных и расширение словаря по теме. Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.
№20
IIIпериод обучения (март, апрель, май)
Недели Лексическая
тема Формирование
фонетической стороны речи Лексико-грамматический строй речи Связная речь
МАРТ
1 Весна Дифференциация звуков [ж]-[ш] Звуки Ш-Ж№45 Формирование и расширение семантического поля слова «жук». Развитие словаря прилагательных. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» №21
2 Весна. Мамин праздник. Дифференциация звуков [ж]-[ш], [ш]-[ж]-[с]-[з] Звуки Ш-Ж-С-З №46 Формирование словаря по теме. Развитие навыков словообразования. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. №22
3 Перелетные птицы весной Уточнение артикуляции и произношения звука [л], [ль] Звук и Л и ЛЬ буква Л №47,48 Формирование семантического поля слова «ласточка». Расширение глагольного словаря по теме. Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин. №23
4 Растения и животные весной. Уточнение артикуляции и произношения звука [ц]Дифференциация звуков [ц]-[с]
Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование и расширение семантического поля слова «цветок». Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с №24 придумыванием последующих событий.
Звук и буква Ц№50,51
АПРЕЛЬ
1 Наша страна. Механизм образования звука [йу] Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме. Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем» с №25 изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.
Буква Ю№52
2 Профессии Уточнение артикуляции и произношения звука [р],[рь] Звук Р РЬ буква Р №53,№54 Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширения словаря. Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)
№26
3 Наш дом. Уточнение артикуляции и произношения звука, дифференциация[р]-[л] Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме. Cоставление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
№27
Звуки Р-Л №54
4 Сад-огород-лес. Уточнение артикуляции и произношения звука [ч],[ч]-[ть] Звук и буква Ч Звуки Ч-ТЬ
№55,
№56 Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка». Сад-огород-лес: разграничение понятий по теме. пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с №28 придумыванием предшествующих событий.
МАЙ
1 Человек Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]- [фь], [ф]-[в] Звуки Ф,ФЬ. Буква Ф №57 Расширение словаря по теме. формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов. Составление рассказа «Человек» по серии картин. №29
Звуки Ф-В №58
2 Домашние животные Дифференциация звуков [щ]- [ч] Звук и буква Щ№59 Формирование и расширение семантического поля слова «щенок». Развитие навыка словообразования. Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин.
№30
Звуки Щ-Ч №60
3 Школа. Школьные принадлежности. Дифференциация звуков [щ]- [ть], [щ]-[ч]- [сь]-[ть] Звуки Щ-ТЬ №61 Согласование притяжательных местоимений с существительными. Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) №31
Звуки Щ-Ч-СЬ-ТЬ №62
4 Лето Мягкие и твердые согласные.
Глухие и звонкие согласные №63 Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме. Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) №32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
владеть элементарными навыками пересказа;
владеть навыками диалогической речи;
владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. ;
грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
владеть элементами грамоты : навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.