Светлана Баранок
Перспективный план циклических наблюдений для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Перспективный план
циклических наблюдений за объектами мира растений
с детьми старшего дошкольного возраста
Сентябрь Берёза
1 неделя
Наблюдение за берёзой
Цель: Формирование у детей умения видеть неповторимость каждого дерева, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. Воспитание бережного отношения к растению как к живому организму.
2 неделя Наблюдение за корой берёзы :
Публикация «Перспективный план циклических наблюдений для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: Формирование заботливого отношения к деревьям, уточнение представления о коре и ее назначении, побуждение детей узнавать березу по внешнему виду, на ощупь. Воспитание любви к природе.
3 неделя Наблюдение «Как берёза готовится к зиме»
Цель: Формирование у детей понимания, как береза помогает сама себе готовиться к зиме, представления о том, что в природе все взаимосвязано. Воспитание желания проявлять заботу к объектам живой природы.
4 неделя Наблюдение за листопадом
Цель: Формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - пожелтели листья и т. д., побуждение детей к узнаванию растения по листу.
5 неделя
Наблюдение «Полезные свойства берёзы и её применение в быту»
Цель: Расширение представления детей о пользе и значении берёзы в жизни человека, развитие у детей стремления к здоровому образу жизни, формирование заботливого отношения к своему здоровью с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.
Октябрь Рябина
1 неделя Наблюдение «Как выглядит рябина осенью»
Цель: Уточнить название дерева, особенности формы и цвета листьев, плодов.
2 неделя Наблюдение «Рябина золотой осенью»
Цель: Воспитывать у детей умение любоваться красотой окружающих деревьев, желание беречь эту красоту.
3 неделя
Наблюдение «Рябина во время листопада»
Цель: Углубить и обобщить представление детей о подготовке деревьев к зиме. Активизировать слова: листопад, гроздья, пурпурно-красный.
4 неделя Наблюдение «Рябина – птичья кормушка»
Цель: Воспитывать у детей интерес и доброе отношение к птицам и природе вообще.
Ноябрь Туя
1-2 недели
Наблюдение «Сравнение деревьев туи и ели»
Цель: Расширить представления детей о хвойных деревьях. Путем сравнения деревьев учить выделять признаки сходства и различия. Развивать мышление, связную речь (рассуждение, доказательство). Воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе.
3-4 недели Наблюдение «Какие у туи шишки»
Цель: Методом сравнения шишек туи, ели и сосны выявить их сходства и различия. Выделить, в чём особенность шишек туи.
Декабрь Ель
1 неделя
Наблюдение «Как узнать ель?»
Цель: Рассмотреть ель, назвать характерные особенности её строения, признаки, отличающие её от других деревьев.
2 неделя Наблюдение «Какие у ели иголки?»
Цель: Провести наблюдение, чтобы дети увидели, что все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев. Иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, не опадают, если дотрагиваться
3 неделя
Наблюдение «Сравним ель с игрушечной ёлкой»
Цель: Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая растё т на участке: кроме ствола, веток, иголок, у неё есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте). Игрушечная ёлочка неживая, сделана из искусственного материала, у неё нет корней, она не растёт, с нею можно играть, её можно украшать игрушками.
4 неделя Наблюдение «Сколько лет нашей ели?»
Цель: Показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветки. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели.
5 неделя Наблюдение «Кто может обидеть ель и, как мы можем ей помочь?»
Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и её корни могут промёрзнуть в морозную зиму. Человек может повредить ели, если будет ломать ветви, задумает спилить её к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжёлого снега, бережно с ней обращаться.
Январь Овёс
1-2 неделя
Наблюдение «Проращивание семян овса»
Цель: Расширение представлений детей о выращивании растений (семян овса)
3-4 неделя
Наблюдение за ростом овса
Цель: Показать детям в практической деятельности, как рост и развитие растений зависит от условий жизни и правильного ухода за ними; развивать любознательность, внимание, умение делать выводы, исходя из увиденного.
Февраль Лук
1 неделя
Наблюдение за луком (1)
Цель: Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зелёный лук, если создать ей благоприятные условия, т. е. посадить в воду, поставить в тёплое и светлое место.
2 неделя
Наблюдение за луком (2)
Цель: Выявить изменения, которые произошли с луковицами за неделю. Зарисовать увиденное.
3 неделя
Наблюдение за луком (3)
Цель: Обнаружить изменения в состоянии луковицы; рост корней и зелени. Связать эти изменения с наличием нужных для роста условий (тепла, воды, света). Сравнить луковицы и обнаружить различия в их состоянии. Зарисовать результаты наблюдения.
4 неделя Наблюдение за луком (4)
Цель: Учить детей замечать изменения растущих луковиц, связывать их с факторами внешней среды; замечать различия в росте зелени у разных луковиц. Устанавливать их причины.
5 неделя Наблюдение за луком (5)
Цель: Обнаружить дальнейшие изменения в росте луковиц, разницу в состоянии зелени, которая вызвана неодинаковыми условиями. Обобщить результаты опытного проращивания лука: самая хорошая зелень у той луковицы, которая имеет все условия (воду, тепло, свет).
Март Ветки в вазе
1 неделя
Наблюдение за ветками в вазе (1)
Цель: Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия (теплое помещение, тёплая вода, свет на первых порах не нужен. Эти условия должны повлиять на их состояние.
2 неделя
Наблюдение за ветками в вазе (2)
Цель: Обнаружить изменения в состоянии веток – заметить набухшие почки, уточнить условия их жизни, поставить на свет, добавить питательные вещества, зарисовать ветки.
3 неделя
Наблюдение за ветками в вазе (3)
Цель: Отметить изменения в состоянии веток (раскрывающиеся почки, листья, улучшить условия, добавив подслащённой воды. Отметить красоту, сделать зарисовки.
4 неделя Наблюдение за ветками в вазе (4)
Цель: Обнаружить изменения в состоянии веток, появление листьев, корешков. Долить воду с питательными веществами. Наслаждаться красотой. Зарисовать ветки, отметив «полоску времени». Сравнить страницы и обсудить, как распускались ветки.
Апрель Мать и мачеха
1 неделя
Наблюдение за мать и мачехой (1)
Цель: Продолжать знакомство с лекарственными растениями;
2 неделя
Наблюдение (2) «Мать и мачеха – какая она?»
Цель: Учить находить первый весенний цветок и узнавать его по характерным особенностям (невысокий стебель с чешуйками; цветок желтый, круглый, похож на крохотную корзинку; листьев нет).
3 неделя Наблюдение (3) «Где растёт мать и мачеха?»
Цель: Обратить внимание на то, что первые цветы появляются на солнечных местах (там, где снег растаял и прогрелась земля).
4 неделя Наблюдение (4) «Какие листья у мать и мачехи. Почему её так назвали?
Цель: Определить с детьми форму, размер, окраску, количество,появляющихся листьев мать и мачехи; отметить различный характер поверхностей верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона – бледно-зелёная, тёплая и мягкая на ощупь, как «родная мать», верхняя сторона – тёмно-зелёная, гладкая и холодная на ощупь, как «мачеха».
Май Яблоня
1 неделя
Наблюдение (1) «Яблоня – какая она?»
Цель: Расширить представления, полученные ранее; знать строение яблони: ствол уменьшается кверху, крона похожа на круг или яйцо; почки бывают ростовые (с листочками) и плодовые (цветочные). Познакомить со строением цветка, с их значением для яблони (вырастают плоды).
2 неделя
Наблюдение (2) «Наша яблоня растёт»
Цель: Продолжать наблюдать за ростом высаженной яблони на участке детского сада. Обратить внимание на произошедшие изменения: яблоня выросла, ствол стал толще, ветки вытянулись.
3 неделя
Наблюдение (3) «Нужно ли солнце яблоне?»
Цель: Познакомить с ролью света, провести эксперименты для того, чтобы дети поняли: весной пробуждение связано не только с потеплением, но и с увеличением количества света, идущего от солнца.
4 неделя Наблюдение (4) «Как растёт яблоня?»
Цель: Помочь детям в обобщении представлений о росте и развитии яблони, последовательности, в установлении связей между ростом растения, между стадиями развития.