Мария Васильевна Антонова
Перспективное планирование в старшей группе «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год.
Тема:
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Цель:
формирование у детей основ экологической культуры, умение сопереживать природе и желание сохранять ее.
Публикация «Перспективное планирование в старшей группе „Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Задачи:
Обогащать представления о растительном и животном мире родного края. Совершенствовать трудовые умения и навыки детей по уходу за комнатными и декоративными растениями.
Знакомить с лекарственными растениями (комнатными и дикорастущими, животными и растениями, занесенными в Красную книгу, расширять кругозор детей.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, любознательность, наблюдательность, интерес к познавательно - исследовательской деятельности и экспериментированию.
Воспитать бережное отношение к объектам живой природы, основы безопасного поведения в природе.
Сентябрь
Совместная образовательная деятельность
1. Беседа «Мир растений»
Цель: учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, сравнивать их по внешнему виду, условиям произрастания. Воспитывать эстетические чувства.
2. Наблюдение: «Какие они цветущие растения?»
Цель: закреплять знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Эвристическая беседа: «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»
Цель: показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Побуждать детей не губить растения, если они не мешают человеку.
4. Труд в природе: «Соберем семена цветущих садовых растений».
Цель: учить детей различать семена растений цветника, правильно собирать и хранить семена садовых растений. Формировать умение работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда. Расширять кругозор детей.
Другие формы работы с детьми
1. Рассматривание папок:
«Садовые цветы», «Полевые цветы».
2. Наблюдение на территории детского сада за садовыми и дикорастущими растениями.
3. Сбор гербария «Растения нашего поселка».
4. Дидактические игры
«Собери букет», «Собери картинку».
5. Словесные игры «Я знаю», «Я садовником родился».
6. Чтение рассказов:
М. Пришвин «Золотой луг»
В. Берестов «Веселое лето».
Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы»
7. Загадывание загадок о дикорастущих растениях.
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(колокольчики)
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(василек) Путник часто ранит ноги
Вот и лекарь у дороги.
(подорожник)
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(ромашка)
8. Заучивание стихотворения:
З. Александрова «Одуванчик»
9. Физкультурные минутки: «Цветы на лугу», «Цветы в саду», «Одуванчик».
Работа с родителями
Консультация: «Экологическое воспитание дошкольников».
Папка- передвижка «Не все грибы съедобные».
Октябрь
Совместная образовательная деятельность
1. Беседа: «Растения в нашем уголке природы».
Цель: уточнить представления о 4-5 видах знакомых растений;
познакомить с терминами «влаголюбивые» и «засухоустойчивые» комнатные растения; воспитывать интерес и заботливое отношение к комнатным растениям.
2. Беседа «Почему птицы готовятся к отлету?»
Цель: обогащать представления детей о птицах (об условиях, необходимых для жизни птиц, роли человека в их жизни).
Учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц.
Уточнить понятия «перелетные», «зимующие» птицы.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Другие формы работы с детьми
1. Заготовка корма для зимующих птиц
(ягоды рябины, шиповника, семена дыни, арбуза, крылатки клена, шишки ели, кедра, сосны).
2. Создание в экологическом уголке центра «Птичья столовая».
3. Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы» о перелетных птицах.
4. Просмотр видео презентации «Перелеты птиц».
5. Пальчиковая гимнастика
«Птицы перелетные».
6. Галерея рисунков «Пернатые друзья».
Работа с родителями
1. Фотовыставка «Мой друг - комнатное растение».
2. Привлечение родителей к заготовке кормов для зимующих птиц и белочек.
3. Памятка для родителей «Чем и как кормить птиц?»
4. Акция «Кормушки для птиц».
Ноябрь
Совместная образовательная деятельность
1. Беседа: «Береги живое!»
Цель: познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относиться к растениям, животным, как части природы – источника красоты и радости для людей.
Другие формы работы с детьми
1. Просмотр видео презентации «Красная книга»
2. Чтение статей в энциклопедиях о редких животных и растениях.
3. Настольные игры:
«Ботаническое лото»,
«Дикие животные»,
«Зоологическое лото».
Работа с родителями
1. Выставка рисунков «Их осталось мало!» (совместно дети и родители).
2. Акция «Добрая зима для птиц».
Декабрь
Совместная образовательная деятельность
1. Цикл бесед: «Жизнь диких животных зимой».
- «Волк и лиса - лесные хищники»
Цель: уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно.
Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.
Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
- «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу?»
Цель: расширять представления детей о жизни животных леса зимой.
3. Игра - экспериментирование
«Найди меня!»
Цель: продолжать знакомить детей с таким явлением, как маскировка. Развивать познавательный интерес, память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе и животным.
Другие формы работы с детьми
1. Просмотр видео фильма «Жизнь животных зимой в лесу».
2. Изготовление плаката «Сохраним живую елочку!».
3. Дидактические игры:
«Ласковые лапки», «Чей хвостик?», «Кто, что ест?».
4. Чтение энциклопедий о диких животных леса.
5. Чтение глав из книги А. Плешакова «Зеленые страницы» о жизни диких животных зимой.
6. Изготовление альбома «Мастера маскировки у животных».
Работа с родителями
1. Папка-передвижка «Пушистая целительница»
2. Памятка «Сбережем елочку».
3. Фото коллаж «Прогулка по зимнему поселку».
Январь
Совместная образовательная деятельность
1. Беседа «Растения – легкие Земли»
Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром (растения леса).
Уточнить представления детей о пользе растений леса для человека, животных, птиц.
Воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать за ними, узнавать, что-то новое, бережно относиться к ним.
Другие формы работы с детьми
1. Чтение художественной литературы природоведческого характера о деревьях.
2. Рассматривание папки «Деревья», «Деревья зимой».
3. Просмотр видео презентации «Растения – легкие Земли»
4. Дидактическая игра «С чей ветки детки?»
5. Изготовление книжки – самоделки «Кому в лесу нужны деревья?».
Работа с родителями
1. Совместное творчество (дети и родители) «Кому в лесу нужны деревья?».
Февраль
Совместная образовательная деятельность
1. Беседа с элементами труда
«Комнатные растения»
Цель: расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду, учить видеть изменения у растений в связи с изменением светового и теплового режима. Поддерживать интерес к
комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Другие формы работы с детьми
1. Уход за комнатными растениями (подкормка и пересадка)
2. Наблюдение за ростом и развитием комнатных растений.
3. Знакомство со способами размножения комнатных растений.
4. Пальчиковая гимнастика «На окне цветок колючий».
Работа с родителями
1. Папка-передвижка «Зеленый мир на окне».
Март
Совместная образовательная деятельность
1. Экспериментальная деятельность:
- «Свойства воды»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды (может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества;
вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, с различными ее состояниями. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
- «Свойства воздуха»
Цель: учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.
Другие формы работы с детьми
1. Просмотр видео презентаций о воздухе и воде.
2. Видеофильм «Взаимодействие воды и снега».
3. Чтение художественной литературы природоведческого характера.
4. Посев семян помидор.
5. Опыты с комнатными растениями
(потребность в воде и свете).
Работа с родителями
1. Консультация «Экспериментируем дома».
Апрель
Совместная образовательная деятельность
1. Беседа с детьми «Весеннее пробуждение»
Цель: уточнять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в лесу с наступлением весны (животные, птицы, растения).
Другие формы работы с детьми
1. Просмотр видео презентаций, фильмов о весеннем лесе.
2. Посев семян бархатцев.
3. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
4. Чтение рассказа: М. Пришвин «Мать - и - мачеха».
Работа с родителями
1. Выставка поделок из бросового материала «Первоцветы».
2. Консультация «Здоровье - всему голова».
Май
Совместная образовательная деятельность
1. Наблюдение на территории детского сада «Лекарственные растения вокруг нас».
Цель: познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, воспитывать бережное отношение к травам.
2. Беседа с элементами практики
«Лекари на окне».
Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных комнатных растений, их применением в лечении различных заболеваний; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Воспитывать у детей интерес к миру комнатных растений.
3. Наблюдение за скворцами.
Цель: расширять представление детей о скворцах.
Учить находить отличия данного вида птиц по внешнему виду, повадкам, рассказывать о них по результатам наблюдений.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, поощрять любознательность.
Воспитывать доброжелательное отношение к пернатым.
Другие формы работы с детьми
1. Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»
Цель: продолжать знакомить дошкольников с лечебными свойствами лекарственных растений.
2. Наблюдение за перелетными птицами.
3. Рассматривание набора открыток о лекарственных растениях.
4. Создание альбома «Лекарственные растения».
5. Загадывание загадок о растениях.
6. Чтение рассказа В. Бианки
«О травах».
Работа с родителями
1. Консультация «Расскажите детям о лекарственных растениях».
2. Памятка «Берегите природу!»
3. Папка- раскладушка «Опасные соседи - ядовитые растения».