Людмила Шевякова
Использование ИКТ при воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью нравственного воспитания и особенно актуально в наше время.
Задачи по воспитанию экол. культуры :
1. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:
• знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);
Публикация «Использование ИКТ при воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
• формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания :
• знакомить с представителями живой и неживой природы;
• рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
• способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
• знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
• способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационно-коммуникативные технологии. Так же надо помнить, что ИКТ - это новое мощное средство развития детей, но оно требует тщательной организации, как самих знаний, так и всего режима в соответствии с возрастом детей и требованиями САНПина. ИКТ - это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета
В нашей группе мы используем следующие средства ИКТ:
телевизор,
фотоаппарат,
видеокамеру,
проигрыватель,
компьютер,
интерактивное оборудование,
фоторамку.
Телевизор можно использовать для показа мультфильмов на тему экологии, таких как «Экологический мультик», «Сказки старого дуба», из серии про «Фиксиков» - «Чему учит экология», «Советы - «берегите природу», мультик про экологическую корову», «Мальчик и Земля», Фильм про эколят – молодых защитников природы и др., также использовать можно для физминуток на экологическую тему, для просмотра роликов на экологическую тему.
Фотоаппарат и видеокамеру используем для съёмки интересных наблюдений, явлений в природе, добрых дел, объектов живой природы.
Магнитофон используем для записи и прослушивания звуков природы - это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса, классической музыки и современных песен о животных, о птицах и насекомых, об отношении к природе. Например, «Времена года» Чайковского, Вивальди, Гайдна, музыка Рахманинова и других композиторов, песня Пахмутовой «Беловежская пуща», «Юные спасатели природы» Гуляевой, Гладкова «Про меня и муравья», «Про воробья» Компанейца, «Не дразните собак» Птичкина, «Скворушка прощается» Попатенко и др.
Фоторамку используем для для просматривания слайдов -«Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы России»; «Времена года», «Живая и неживая природа», «Наша планета Земля» и т. д. также видеороликов «Беловежская пуща», «Красота русской природы, воспетая художником Шишкиным, просмотр пейзажей других русский художников.
Ноутбук и интерактивное оборудование используется для
мультимедийных презентаций - это обучающие заставки с красивыми картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, также для мультимедийных игр по экологии. Например, игры «Кто с кем дружит», «Что такое хорошо…», «Кто чем питается», «Что сначала, что потом», также игры - путешествия, игры – загадки.
Организация двигательной активности средствами ИКТ- проводятся подвижные игры под музыку, имитация движений, пальчиковые игры и т. д.
Применяя ИКТ на занятиях (причем во всех областях образовательной деятельности) открывают новые возможности для воспитателя, позволяя привлечь больше иллюстративного материала, использовать импровизации и видеозаписи, делают занятия более эмоциональными, яркими и интересными, что значительно повышает познавательную активность детей.
В связи с внедрением информационных технологий в процесс образования, существенно изменился подход к экскурсиям, как основным приемам в экологическом воспитании. Виртуальные экскурсии дают возможность посетить недоступные места, позволяют получить достаточно полное впечатление о новом месте. Например «Экскурсия по заповедным местам родного края», «Экскурсия в Краеведческий музей», «Путешествие в Африку и в другие живописные места нашей планеты».
Работу с родителями по экологическому воспитанию проводим по следующим направлениям:
Общение с родителями через Интернет ресурсы - сайт детского сада, созданная группа в «Вконтакте» для передачи и обмена информацией, электронная почта, общение в «вайбере»
С помощью программы «Пинакльстудио» создаем видеролики с использованием видео, фотографий, музыки. Создаём листовки, папки – передвижки, ширмы, которые разрабатываем при помощи компьютерных программ. Красочные буклеты помогают привлечь внимание родителей к информации. Проводим консультации с использованием ИКТ, тренинги как с детьми, так и с родителями.
В совместных мероприятиях используем презентации, демонстрации слайдов для родителей о проводимых экологических мероприятиях в группе и в детском саду, выпускаем интерактивные газеты, используя фото - материал.
Мониторинг в конце года показал, что уровень экологической культуры и интереса к природе значительно повысился, познавательная активность детей увеличилась. На занятиях по экологии дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных, растениях, экологических проблемах на Земле, задают много вопросов; также расширились представления детей об окружающем мире, сформировалась целостная система знаний о природе.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ позволяет увлекательно, ненавязчиво воспитывать в детях и развивать в детях осознанное бережное отношение к природе родного края и к природе земли в целом.