Наталья Максимова
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Какая бывает вода?
Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 43
Таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинки, песочные часы; алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», ведерки
Публикация «Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Вода – растворитель. Очищение воды.
Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 46
Сосуды разного размера и формы, стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, масло, красители, ложки, бумага, марля, сетка, марганцовка, фильтры бумажные, воронки, клеёнки для столов.
Сила тяготения
Дать представление о существовании неведомой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 47 Глобус, небьющиеся предметы: бумага, шишки, детали конструктора, мячи.
Упрямые предметы
Познакомить с инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдений. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 48
Игрушечные машины, резиновые и пластмассовые игрушки, открытки, картонки, монеты
Октябрь
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Волшебные стеклышки
Познакомить с микроскопом, лупой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 51 Лупы, микроскопы, мелкие предметы, семена, листья, кора, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.
Почему предметы движутся?
Познакомить детей с физическими явлениями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 53 Небольшие машины, пластмассовые или деревянные шары; книги, неваляшка, резиновые и пластмассовые игрушки; кусочки мыла, стекла, картинки, микроскоп.
Хитрости инерции
Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 55 Небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки.
Что такое масса?
Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 56 2 одинаковых пакета: в одном – вата, в другом – крупа; чашечные весы, игрушки для взвешивания, соль, спички.
Ноябрь
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Воздух
Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 59 Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, пробники, ванилин, чеснок, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.
Солнце дарит нам тепло и свет
Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 61 Лампа, набор предметов из разных материалов, бумага, нитки, лоскутки ткани, песок, иголки.
Почему дует ветер?
Познакомить с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 64 Рисунок, схема изготовления вертушки, свеча
Почему не тонут корабли?
Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 68 Таз с водой, предметы из различных материалов, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки
Декабрь
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Путешествие Капельки
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, выяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки детей.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 70 Чайник, холодное стекло, иллюстрации «Вода», схема «Круговорот воды в природе», карта или глобус, мнемотаблица
Чем можно измерять длину?
Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 74 Сантиметровые ленты, линейки, отрез ткани, тесьма
Всё обо всём.
Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на получение ранее представления и собственные предположения; развивать аккуратность, взаимопомощь. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 77 Стаканы, песок, вода, ложки: кукольные, чайные, столовые, деревянные; песочные часы на 1(3) минуты; оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы; ножницы, узкий скотч, несколько банок с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки из-под кофе; рабочие листы, схемы выполнения опытов.
Можно ли менять форму камня и глины.
Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно измерять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 18 Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Январь
Каникулы
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 78 Таз с водой, рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости; кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов
Откуда взялись острова?
Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня мора. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 85 Модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, физическая карта мира
Как происходит извержение вулкана?
Познакомить с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 87 Картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, чайные ложки, пипетка.
Февраль
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Как появляются горы?
Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить самостоятельно изготавливать соленое тесто. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 89 Лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста», миски, стаканы, ложки; какао – порошок, пищевой краситель коричневого цвета, коробка
Испытание магнита
Познакомить детей с физическим явлением – магнитизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91
Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», с. 267 Коллаж «Магнетические и немагнитические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе, скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы,конструктор, деревянные кирпичи, ракушки, шарик, резинка
О «дрожалке» и «пищалке»
Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 91 Линейка, проволока, коробки, нитки, спички.
Как сделать звук громче?
Обобщить представления о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, усиливаются с помощью специальных предметов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 95 Расчески, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдца, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты из бросового материала.
Март
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Почему поет пластинка?
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развивать познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки – флейты. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 98 Пластинка, рупор, швейная игла, увеличительные стекла, соломинка, ножницы, картинки – алгоритмы, проигрыватель
Как образуются метеоритные кратеры?
Смоделировать метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, о звездах; развивать умение действовать по алгоритму. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 100 Мука, поднос с высокими краями, ложки, линейка, кусок полиэтилена, иллюстрации «Солнечная система», совки, карточки с алгоритмом действий
Почему в космос летают на ракете?
Уточнить представления о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 102 Листы бумаги, шары, коллаж «Все, что летает», ракета
Секретные записки
Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развивать у детей самостоятельность. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 104 Лимон, вата, палочки, чаша, листы бумаги, кисти, краски, пищевые красители, настольная лампа; апельсин, яблоко, помидор, йод; миски, ручки – невидимки
Апрель
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Что такое молния?
Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 106 Шары, шерстяная ткань, шарфики, линейка, пластилин, большая скрепка
Почему горит фонарик?
Уточнить представления о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 110 Картинка электрического ската, коллаж «Электричество вокруг нас», карманный фонарик, 6-8 лимонов, 8-10 отрезков по 10 см медной проволоки, скрепки, иголка
Электрический театр
Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112 Оргстекло, папиросная бумага, булавки, толстые книги, шерстяная ткань, шаблоны человечков, калька
Радуга в небе
Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о смешивании цветов, составляющих белый цвет; упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме - алгоритму Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 112 Стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло, жидкое мыло, ложки, стаканчики, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала
Май
Тема Задачи Программно – методическое обеспечение Оборудование, материалы
Что отражается в зеркале?
Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 35 Зеркало, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шарик, сковорода, рабочие листы.
Разноцветные шарики.
Получить путё м смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 23 Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, жёлтая; тряпочки, вода в стаканчиках, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребёнка, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок, рабочие листы.
Ловись, рыбка, и мала, и велика
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 31 Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.
Забавные фокусы
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», с. 116 3 чайные ложки; повязка для глаз; 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара других однородных предметов;наполненная водой до краёв банка, к её крышке приклеены ёлочки, деревья, домик, насыпаны блёстки.