Альбина Колпакова
Перспективное планирование исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование исследовательской
Деятельности второй младшей группы «Лучики»
МАДОУ №48 «Малыш»
г. Южно-Сахалинск
Цель эксперимента - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности :
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
Публикация «Перспективное планирование исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- развитие представлений о химический свойствах веществ;
- развития элементарных представлений об основных физический свойствах и явлений;
- развитие элементарных математических представлений;
Знакомство с основными чертами рельефа планеты (вулканы, горы, озера).
Развития у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);
формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Социально – личностного развития каждого ребенка – развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Предметно - пространственная среда
Хорошо оборудованная, насыщенная предметно – пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия активизации хода саморазвития.
Различные материалы для исследования :
Образцы песка, глины, чернозема;
Образцы минералов;
Камни: галька, гравий, керамзит;
Семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, крылатки и др.)
Семена зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, гречка и др.)
Семена огородных культур;
Гербарий (растения, произрастающие в нашей степи и в парке)
Хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья;
Кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;
Соль, сахар, лимонная кислота;
Лепестки роз, мята, чеснок, ванилин и т. д.
Для активизации детской исследовательской деятельности используется следующие оборудование:
Разнообразные емкости (кружки, тарелочки, стаканчики, песочные формочки и т. д.)
Деревянные и пластмассовые палочки;
Сито, ступа и пестик;
Увеличительные стекла лупы;
Измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр, сантиметр);
Фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
Кампос, бинокль;
Пилочки, наждачная бумага, пипетки;
Губка, пенопласт, поролон, вата и т. п. ;
Природные материалы (желуди, каштаны, семена различных растений, косточки от яблок, апельсина, разные виды орехов);
Различные материалы (стекло, дерево, металл, железо, ткани, разные виды бумаги);
Кроме материалов и оборудования, имеется подборка детских энциклопедий:
Серия книг «Зачем и почему?»
Энциклопедия «Все обо всем» (А. Ликум);
«Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин);
«Что такое, кто такой» (А. Алексин и др.)
Рассказы, сказки, пословицы, загадки пр.
Перспективное планирование исследовательской деятельности во второй младшей группе «Лучики».
Тематический и перспективные планы исследовательской деятельности во 2 –младшей группе «Лучики».
Сентябрь:
-Игры-эксперименты с песком (сухой, влажный);
-Опыт с камешками («Почему гремит гром?»).
Октябрь:
-Игры-эксперименты с листочками;
-Опыт с воздушными шариками.
Ноябрь;
-Игры-эксперименты с замершими лужами;
-Опыт с водой (замерзают на морозе).
Декабрь;
-Игры-эксперименты со снегом (свойства);
-Опыт со свечей (тепло, свет)
Январь;
-Игры-эксперименты со снегом (свойства);
-Опыт со снегом (тает на ладошке).
Февраль;
-Игры-эксперименты со льдом (свойства);
-Опыт со снегом (тает в тепле).
Март:
-Игры-эксперименты со льдом («Как оживить воду?»)
-Игры с ветками («Весенние чудеса)».
Апрель:
-Игры-эксперименты с предметами (тонет, не тонет);
-Опт с водой (в тепле не замерзает).
Май:
-Игры-эксперименты с предметами («Куда исчезает вода?»)
-Опыт с водой (чистая, грязная).
Перспективный план исследовательской деятельности.
Сентябрь:
Игры-эксперименты с сухим и влажным песком
Цель – выявить и закрепить свойства песка.
Содержание. В сухую погоду вынести формочки, предложить детям сделать пирожные, построить забор из песка. После из неудачных попыток спросить, почему не получается. Что надо сделать, чтобы из песка можно было строить? Смочить песок, возобновить попытки строить. Из какого песка получается постройки?
Опыт с камешками
Цель- развивать в детях любознательность, приучать не боятся грозы.
Содержание. Пронаблюдать за грозой. Почему гремит гром? А вы умеете делать грозу? Хотите, научу? В затемненной комнате резко стукнуть камешком о камешек – слышен звук и видны искры. Дать детям камешки.
Октябрь:
Игры-эксперименты с листочками
Цель- развивать у детей интерес к экспериментированию и наблюдению.
Содержание. Подвесить на веранде листочки на ниточках. Ветер приводит листочки в движения: они то кружатся, то затихают. Почему кружатся листочки? Почему молчат? Провести долговременные наблюдения.
Опыт с воздушным шариком
Цель – дать детям первые представление о воздухе.
Содержание. Внести не надутый воздушный шарик (он мнется, тянется, надуть его. Рассмотреть шарик, поиграть с ним. Рассказать детям что внутри шарика есть воздух: его не видно, зато можно почувствовать. Воздух выходит из шарика и издает звук. Выпустить воздух из шарика.
Ноябрь:
Игры- эксперименты с замершими лужами.
Цель- дать первые го свойствах льда.
Содержание. Обратить внимание на лед в лужицах, легонько ударить палочкой по льду. Что случилось льдинки разлетелись в разные стороны. Лед хрупкий, прозрачный как стекло.
Опыт с водой
Цель – формировать у детей представления о свойствах воды (замерзает на морозе).
Содержание. В начале прогулки вынести немного воды в формочках. В конце прогулки отметить, что случилось с водой. Почему вода замерзла?
Перспективный план исследовательской деятельности.
Декабрь:
Игры – эксперименты со снегом
Цель- познакомить детей со свойствами снега (легкий, пушистый).
Содержание. Предложить детям зачерпнуть варежками пригоршню снега и подбросить вверх. Посмотрите как красиво он кружится! Какой снег?
Опыт со свечой
Цель – дать детям первые представления об огне и его свойствах (дает свет, тепло).
Содержание. В затемненной комнате зажечь свечу. Как стало в комнате? (Светло). Протяните руки к огню –что чувствую ваши ладошки? (Тепло)
Январь:
Игры- эксперименты со снегом
Цель – познакомить детей со свойствами снега (в мороз – сыпучий, колючий, в оттепель- липкий).
Содержание. В морозный день предложить скатать колобок. Почему не получается? Какая сегодня погода? В мороз снег не липкий он рассыпается. Организовать игры со снегом во время оттепели.
Опыт со снегом
Цель – закрепить знания детей о качествах нега (белый, холодный, познакомить со свойствами (тает на ладошке).
Содержание. В конце прогулки предложить детям взять немного снега на ладошку. Какой снежок? Что чувствуете? Куда деется снег? Он растаял – боится тепла.
Февраль :
Игры -эксперименты со льдом
Цель - познакомить детей с свойствами льда (твердый, гладкий, скользкий)
Содержание. Предложить детям пройти по гладким ледяным дорожкам. Почему вы падаете? Какой лед?
Опыт со снегом
Цель – закрепить знания детей свойствах снега (в тепле тает).
Содержание. Занести на блюдце немного снега в группу. Через некоторое время рассмотреть. Где же наш снежок? Куда подевался? Почему растаял? В группе тепло, на улице холодно. Снег любит холод, а тепло не любит.
Март:
Игры – эксперименты со льдом «Как оживить воду?»
Цель – познакомить со свойствами льда (в тепле тает).
Содержание. Рассмотреть ледяные сосульки. Напомнить детям то, как делали украшения из воды, мы всю зиму играли А вы знаете что водичку можно оживить? Хотите попробовать? Занесем лед в группу. Что с ним стало? Почему ожила водичка?
Опыт с ветками в «Весенние чудеса»
Цель – формировать представление детей о том, что растениям нужно тепло и вода.
Содержание. Занести в группу и поставит в вазу с водой веточки тополя. Провести долговременные наблюдения. Веточки подарили нам чудо – зеленные листочки. У нас в группе тепло, cветло, и мы напоили веточки водичкой? а почему на улице, на деревьев нет зеленых листьев?
Апрель:
Игры – эксперименты с предметами: тонет – не тонет.
Цель – познакомить детей со свойствами нескольких предметов.
Содержание. Игры с ручками, пускание корабликов из различных материалов. Почему камешки тонут, а бумажные кораблики нет? (Камешки тяжелые).
Опыт с водой
Цель – учить детей устанавливать простейшие связи в природе: вода не замерзает, стало тепло
Содержание. Вспомните, что становилось с водой, когда мы выносили ее с водой на улицу? Хотите еще заморозить воду? Вынести воду в формочки на улицу. В конце прогулки отметить, что вода не замерзла. Почему?
Май:
Игры – эксперименты с лужами: куда исчезает вода
Цель – дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.
Содержание. Отметить образование луж. Откуда вода в луже? Проводить наблюдение несколько дней. Воды стало меньше. Кто высушил лужицу? Солнышко забрало водичку на небо. Когда пойдет дождик, водичка снова вернется к нам на землю.
Опыт с чистой и грязной водой.
Цель – дать детям представление о том, что чистая вода нужна всем.
Содержание. Внести два стакана с водой – чистой и грязной. Сравнить, одинаковая ли вода в стаканах. Какую воду можно пить?а можно купаться в грязной воде? А в какой воде захотят быть рыбки?
Актуальность разрабатываемого проекта
Дети дошкольного возраста по своей при роде – пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно – практического освоения действительности, направлена на создания таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, и как игровая деятельность способствует развитию целостности личности.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Актуальность заявленной проблемы.
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства- экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитии личности ребенка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятными условием для развития дошкольников. Детское экспериментирования это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами – носителями предметно – практической деятельности и познания, «активными деятелями», это источников осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободной, т. е. ребенку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она так же отвечает современными требованиями концепции модернизации российского образования.
Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами.
Игры с песком и снегом.
«Лепим колобки», «Делаем фигурки» ( дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок, «Делаем дорожки и узоры из песка» (дети тонкой струйкой сыплют песок на землю, асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой в дне, кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры).
«Цветной снег» (дети поливают уплотненный снег тонкой струйкой окрашенной воды, рисуя узоры).
«Разные ножки бегут по дорожке» (дети экспериментируют, отпечатывая следы разной обуви на снегу, оставляя отпечатки следов игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки к домикам игрушек).
Игры с водой и мыльной пеной.
«Веселые путешественники», «Веселые кораблики» (дети запускают в таз с водой, в лужу, в ручеек разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плаванье мелкие игрушки).
«Нырки» (дети топят в тазу или в ванночке маленькие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг- понга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды).
«Вот какая пена!» (дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазике).
«Ловкие пальчики» (дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливая воду из одного тазика в другой).
«Бульбочки» (в тазу с водой дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек»).
Игры с бумагой.
«Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими); «Блестящие комочки» (дети комкают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ними); «Бумажный вихрь» (дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», создаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, наблюдают за «полетом»).
Игры с тенью.
Воспитатель закрепляет источник света так, чтобы на стене четко обозначилась тень, и дети по своему желанию экспериментируют с тенями: с отражением своих рук, движений различных игрушек, предметов. (Выписка из Фгос)
Список используемой литературы
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 333 с.
2. Познавательная исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни /авт. -сост. Л. А. Королева. –СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.- 64 с.
3. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Учебное методическое пособие для педагогов ДОО – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-32 с.