Наталья Куцегуб
Перспективное планирование по экологии (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
Задачи.
Примерное содержание.
Занятие «Как заполнять календарь погоды».
Программное содержание. Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 8
Комплексное занятие «Делаем книгу «Приключения мышонка Пика»».
Публикация «Перспективное планирование по экологии (старшая группа)» размещена в разделах
Программное содержание. Дать детям представление о людях, создающих книгу, -писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями); объяснить, что книгу можно сделать самим, для этого надо интересно рассказать о событиях, записать рассказ, нарисовать к нему картинки.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 13.
Занятие «Овощи и фрукты на нашем столе».
Программное содержание. Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 15
Октябрь.
Экскурсия в библиотеку.
Цель. Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следит и выдает их библиотекарь; он может посоветовать, какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки (натуралист, очень любил природу, наблюдал ее, писал рассказы; в библиотеке много его книг).
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 18
Занятие «Растения в нашем уголке природы».
Программное содержание. Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений - засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с тонкими, мягкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто – через день; осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост; они готовятся к зиме; в хороших условия комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 20.
Занятие «Корова и коза – домашние животные».
Программное содержание. Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике, не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру. Шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение. Убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 25
Занятие «Для чего животным хвосты».
Программное содержание. Дать детям представления о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 27
Ноябрь.
Занятие «Жизнь хомяка в природе».
Программное содержание. Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, дать представления о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе (умеет делать нору, гнездо, отыскивать и запасать корм – семена различных растений, растить свое потомство, спасаться от врагов – лисы, хищных птиц – при помощи маскировочной окраски и прячась в нору); уточнить представления о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек (воспитатель, дети).
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 28
Занятие «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме».
Программное содержание. Дать детям представления о том, что лес – среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу. Устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство; осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги. Поздней осенью залезает в нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов). Развивать у детей представления о последовательности событий в жизне лесных зверей – от лета к зиме.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 31
Занятие «Лошадь и овца – домашние животные».
Программное содержание. Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные (живут вместе с человеком, не боятся его; используются в хозяйстве; человек заботится о них, создает все условия для их жизни: строит специальные помещения- конюшню, овчарню, ухаживает за ними, кормит и заготавливает корм впрок, сушит сено); закреплять представление о том,– лошадь и овца домашние животные.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 34
Комплексное занятие «Уходит золотая осень».
Программное содержание. Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные птицы улетают на юг; насекомые прячутся и замирают, животные в лесу, в речках и прудах готовятся к зиме; люди осенью убирают урожай овощей и фруктов); развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 35
Декабрь.
Комплексное занятие «Письма заболевшим детям».
Программное содержание. Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит: у него чистая кожа, ясные глаза. Румянец на щеках, стройное тело, крепкие мышцы; здоровый ребенок всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив с другими детьми и взрослыми, имеет хороший аппетит, с удовольствием играет и занимается любимыми делами; больному ребенку плохо, он часто плачет, не может играть, должен лечиться, принимать лекарства, сидеть дома. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям – взрослым и детям; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от ребят из группы – оно помогает ему выздороветь; научить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 39
Занятие «Станем юными защитниками природы».
Программное содержание. Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение чувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 42
Занятие «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу».
Программное содержание. Дать детям представления о том, что в лесу живут разные животные, зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время (медведь спит в берлоге; заяц питается корой деревьев, отыскивает стога сена, которые люди запасли на зиму для скота, имеет белую маскировочную окраску шерсти, быстро бегает, петляет, спасаясь от хищников (лисы, волки, совы, в этом ему помогают чуткие уши, раскосые глаза, способность делать большие прыжки и затаиваться; белка питается запасами растительной пищи, которые сделала осенью (грибы, желуди, орехи, семена шишек, имеет маскировочную серую, серо-голубоватую окраску густой шерсти, которая спасает ее от холода и делает менее заметной в кронах хвойных деревьев, в морозы белка подолгу не выходит из дупла, где спит, укрывшись пушистым хвостом; самый опасный враг белки – куница, которая, как и белка, быстро бегает по деревьям; лиса охотиться на зайцев, выслеживая их по следам, подстерегает мышей; ей помогают чуткие нос и уши, способность не заметно подкрадываться, затаиваться).
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 45
Январь.
Комплексное занятие «Что за зверь».
Программное содержание. Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах. Которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 49
Комплексное занятие «Лес – это дом для многих жильцов».
Программное содержание. Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; гавные в лесу деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 53
Февраль.
Занятие «Как люди помогают лесным обитателям».
Программное содержание. Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормки животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 56
Комплексное занятие «Прошла зима холодная».
Программное содержание. Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему – медведь и еж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками; белка – своими запасами); развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 66
Март.
Занятие «Наши четвероногие друзья».
Программное содержание. Формировать у детей представления о том, что собака – умное животное, преданная хозяину, ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак используют на разных службах – для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 69
Комплексное занятие «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке».
Программное содержание. Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких представлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 70
Занятие «Как люди заботятся о своем здоровье весной».
Программное содержание. Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту); что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 73
Занятие «Сравним кошку с собакой».
Программное содержание. Уточнить представление детей о кошке как о домашнем животном (живет вместе с человеком, ловит мышей, радует человека своим присутствием; хозяин заботится о ней; кошка – независимое, умное, чистоплотное животное, любит хозяина, если он хорошо с ней обращается; кошку нельзя заставлять делать то, чего она не хочет; с молодой кошкой можно играть. Кошка отличается от собаки: она по-другому ведет себя и по-другому общается с хозяином).
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 78
Апрель.
Занятие «Весна в жизни лесных зверей».
Программное содержание. Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время; трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж, насекомые которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 82
Занятие «Береги деревянные предметы».
Программное содержание. Дать детям представления о том, что дерево является важным строительным материалом (из стволов деревьев делают доски, фанеру, которые идут на изготовление домов, мебели, предметов быта, сувениров; дерево – легкий, теплый материал, из него получаются удобные и красивые предметы; дерево не тонет в воде, поэтому из него делают лодки, плоты, корабли; все предметы, изготовленные из дерева, надо беречь); познакомить с богородской резной игрушкой.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 87
Комплексное занятие «Бережно относимся к бумаге».
Программное содержание. Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна: она идет на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления различных коробок и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги.
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 100
Май.
Экскурсия в лес.
Программное содержание. Познакомить детей с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают муравейники, появляются первоцветы); показать, что лес – это «многоэтажный дом» (сообщество, в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни. Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать чувство «дома» : лес – это дом для человека, где он отдыхает. Набирается сил и красоты, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи).
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 103
Экскурсия на пруд.
Программное содержание. Познакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка откладывает яйца и насиживает их; потом все семейство плавает в пруду, кормится тем, что есть в воде; иногда утки выходят на берег посушить перышки, пощипать травы; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными; рыбаки ловят рыбу; пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным жить плохо – они начнут умирать, а пруд превратиться в болото).
«Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 105
Занятие «Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки».
Программное содержание. Уточнять представления детей об отличии живых рыб от игрушечных. Об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличия от карасей; рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью (у них красивая форма тела, плавники, окраска, медленные плавные движения, люди любуются их красотой; предками золотых рыбок являются караси – дикие рыбки, которые живут в прудах, озерах, караси хорошо приспособлены к жизни в естественных условиях: у них вытянутое тело, короткие плавники, маскировочная окраска, они могут быстро плавать, затаиваться в укрытиях; золотые рыбки утратили эти качества и не могут жить в природных водоемах).
Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 108
Занятие «Как человек охраняет природу».
Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняются, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой, любого уровня (российской, региональной, рассказать, что есть охраняемые растения и животные; их осталось мало и они могут исчезнуть совсем; показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.
Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 110
Комплексное занятие «Весна кончается – лето начинается».
Программное содержание. Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна – красивое время года, поэтому про весну поэты на писали много стихов, художники создали замечательные картины).
Юный эколог» С. Н. Николаева стр. 111