Тишкова Татьяна
Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование
по программе О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
К концу года дети должны уметь
Участвовать в беседе; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника; составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения; определять место звука в слове;
СЕНТЯБРЬ.
1. Пересказ сказки «Лиса и рак». (Занятие№1)
Задачи: Уметь связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Уметь образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно).Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». (Занятие№2)
Задачи: Уметь составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
Уметь отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. Развивать творческое воображение. Воспитывать устойчивое внимание.
3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки». (Занятие№3)
Задачи: Уметь давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.
Уметь произносить слова со звуками «с» и «з» отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом, произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах протяжно. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. .
4Составление рассказа по скороговорке. (Занятие№4)
Задачи: Формировать навыки связной речи.
Уметь использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно, с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).Развивать слуховое внимание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
ОКТЯБРЬ.
1. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (Занятие№5.)
Задачи: Уметь выразительно пересказывать текст.
Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам.
2. Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом». (Зантие№6.)
Задачи: Уметь составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины.
Уметь подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж», учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.
Развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли. Воспитывать устойчивое внимание.
3. Составление рассказов на темы стихотворений. (Занятие№7.)
Задачи: Уметь рассказывать связно, не отступая от заданной темы.
Упражнять в образовании названий детенышей животных в И. п. и Р. п. мн. ч. ; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
Уметь выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; уметь делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.
Развивать слуховое внимание. Воспитывать организованность, дисциплинированность.
4. Составление рассказа на заданную тему. (Занятие№8.)
Задачи: Уметь составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И. п. и Р. п. мн. ч. ; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
Уметь подбирать слова, сходные по звучанию.
Развивать творческие способности детей в составлении рассказов.
Воспитывать устойчивый интерес к занятию.
НОЯБРЬ.
1. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». (Занятие№9.)
Задачи: Уметь выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.
Научить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Уметь пользоваться восклицательной интонацией.
Развивать умение внимательно слушать произведение. Воспитывать усидчивость.
2. Составление рассказа по картине «Ежи». (Занятие№10.)
Задачи: Научить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).
Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки «чь» и «щь», выделять их в словах.
Развивать наблюдательность при рассматривании картины. Воспитывать умение слушать рассказы других детей.
3. Составление рассказа на тему «Домашнее животное». (Занятие№11.)
Задачи: Уметь рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
Уметь употреблению трудных форм Р. п. мн. ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы.
Уметь выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ», находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.
Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга.
4. Составление описательного рассказа о предметах посуды. (Занятие№12.)
Задачи: Уметь составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.
Уметь сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий, многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).Развивать внимание, память. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
ДЕКАБРЬ.
1. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». (Занятие№13.)
Задачи: Уметь передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных) ; закрепить умение употреблять трудные формы Р. п. мн. ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.
Привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.
Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова.
Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
2. Составление рассказа по картине «Река замерзла».(Занятие№14.)
Задачи: Уметь составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», уметь различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги.
Развивать интерес к составлению рассказов по картине.
Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их.
3. Составление рассказа на тему «Игры зимой». (Занятие№15.)
Задачи: Уметь составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.
Употреблять предлоги с пространственным значением.
Уметь отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове.
Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга.
4. Составление рассказа на темы скороговорок. (Занятие№16.)
Задачи: Уметь самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок.
Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм Р. п. мн. ч. существительных.
Различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию.
ЯНВАРЬ.
1. Пересказ сказки «Петух да собака». (Занятие№17.)
Задачи: Уметь пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.
Подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы Р. п. мн. ч. существительных. Подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
2. Составление рассказа по картине «Северные олени».(Занятие№18.)
Задачи: Уметь составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.
Уметь подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч» и «ц»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками «ч» и «ц».
Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины.
3. Составление описательного рассказа на тему «Зима».(Занятие№19.)
Задачи: Уметь при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные).
Уметь подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывать, воспитатель записывает рассказ). Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.
Развивать речь как средство общения.
Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы.
ФЕВРАЛЬ.
1. Ознакомление с предложением. (Занятие№20.)
Задачи: Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.
Уметь подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Развивать слуховую память, связную речь.
Воспитывать интерес к изучению родного языка.
2. Пересказ сказки «Лиса и кувшин». (Занятие№21.)
Задачи: Уметь рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.
Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; уметьв игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова.
Уметь произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).
Развивать интерес к устному народному творчеству.
Воспитывать устойчивое внимание.
3. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком. (Занятие№22.)
Задачи: Уметь составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.
Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.
Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.
Развивать интерес к миру животных.
Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей.
4. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился». (Занятие№23.)
Задачи: Уметь самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.
Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов.
Закреплять представления о слоге и ударении.
Развивать воображение.
Воспитывать устойчивый интерес к занятию.
МАРТ.
1. Составление рассказа на заданную тему. (Занятие№24.)
Задачи: Уметь составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения.
Уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.
Развивать интерес к окружающему.
Воспитывать речевую активность.
2. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». (Занятие№24.)
Задачи: Уметь связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов.
Подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях.
Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток - чистоговорок).
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.
3. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. (Занятие№25.)
Задачи: Уметь составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.
Подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно.
Различать на слух звуки «с» - «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками.
Развивать творческое воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать товарищей.
4. Сочинение на тему «Приключения зайца». (Занятие№26.)
Задачи: Уметь придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
Подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «сь», «щ», учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.
Развивать память, мышление.
Воспитывать умение слушать рассказы других детей.
АПРЕЛЬ.
1. Составление рассказа на предложенную тему. (Занятие№27.)
Задачи: Уметь составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.
Самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.
Развивать творческие способности в составлении рассказов.
Воспитывать интерес к занятию.
2. Составление рассказа на предложенную тему. (Занятие№28.)
Задачи: Уметь составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.
Уметь самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.
Развивать творческие способности в составлении рассказов.
Воспитывать интерес к занятию.
3. Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик». (Занятие№29.)
Задачи: Уметь пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).
Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий.
Активизировать в речи названия профессий и действий; уметь называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.
Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
4. Составление рассказа по картине «Зайцы». (Занятие№30.)
Задачи: Уметь составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.
Уметь образовывать существительные от глаголов (продавать –продавец) и прилагательных (веселый – весельчак).
Уметь определять ударение в двухсложном слове.
Развивать интерес к миру животных.
Воспитывать организованность, дисциплинированность.
МАЙ.
1. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка». (Занятие№31.)
Задачи: Уметь составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Уметь построению сложных предложений в ситуации письменной речи.
Давать задания на образование слов – названий профессий.
Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку.
Воспитывать устойчивый интерес к занятию.
2. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». (Занятие№32.)
Задачи: Уметь связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки.
Понимать и объяснять смысл поговорок; ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес к художественной литературе.
3. ДИАГНОСТИКА.
4. ДИАГНОСТИКА.