Татьяна Митришкина
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего возраста с ЗПР.
Митришкина Татьяна Павловна
Структурное подразделение
ГБОУ ООШ №18 «Детский сад «Центр
коррекции и развития детей»
г. Новокуйбышевск
Воспитатель первой квалификационной
категории.
Месяц Тема Задачи Основные формы работы Взаимодействие с родителями
Сентябрь
3 неделя «Детский сад – островок детства» Расширять представления о детском саде.
Публикация «Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Знакомить с правилами поведения в детском саду; с профессиями людей работающих в детском саду.
Воспитывать уважение к профессиям; чувство гордости за свой детский сад.
1. Экскурсия «Путешествие по детскому саду».
2. Беседы: «Что такое детский сад?», «Кто заботится о нас в детском саду?», «Моя группа».
3. Сюжетная игра «Один день в детском саду»
4. Игра-путешествие по территории детского сада «Там, на неведомых дорожках»
5. Создание фотоальбома «История нашей группы»
6. Рисунок-рассказ «Мой любимый детский сад»
1. Оказание помощи в организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
2. Круглый стол «Детский сад пришел в семью»
4 неделя
Октябрь
1неделя «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня» Познакомить детей с понятием «Семья».
Закрепить представления о месте проживания; умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи.
Воспитывать уважение к старшему поколению. 1. Беседы: «Что такое семья?», (М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста стр. 26) «Наша дружная семья», «Семья и родной дом».
2. Сюжетные игры: «Дети и родители», «Праздник в семье».
3. Игра-инсценировка «Три мамы»
4. Чтение произведений и сказок о семье: В. Драгунский «Сестра моя Ксения», О. Кирилова «Книга ласковых имен», Я. Аким «Моя родня», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
5. Д/и: «Давайте познакомимся», «Как зовут тех, кого ты любишь», «Опиши свою семью»(Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»).
6. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
8. Рисование «Моя семья»
1. Выставка семейных фотографий «Дружная семья».
2. Организация выставки «Семейные реликвии».
3. Совместное творчество детей и родителей «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
2 неделя «Мальчики и девочки» Развивать культуру общения мальчиков и девочек.
Формировать представления о дружбе между мальчиками и девочками.
1. Беседа «Какими должны быть мальчики и девочки» (Е. А. Алябьева)
2. Игра–тренинг «Галантный кавалер».
3. Чтение С. Маршака «Мальчики и девочки».
4. Изготовление орденов «За благородный поступок».
1. Родительский всеобуч «Все начинается с семьи», «Личный пример»
3 неделя «Моя улица» Формировать представления о достопримечательностях улиц города.
Уточнять знания детей о названиях некоторых улиц, Показать, что по названиям улиц можно многое узнать об истории своего города.
Воспитывать уважение к труду людей, обустраивающих наш город.
1. Беседы: «Улица, на которой я живу», «Что такое улица?».
2. Рассматривание открыток с изображением улиц Новокуйбышевска.
3. Рассматривание зданий (этажность, форма, материал).
4. Рисование на тему «Моя улица»
5. Рразвивающая игра «История моей улицы» (Составление рассказов, историй).
6. Экскурсия по улицам города.
7. Изготовление макета своей улицы.
1. Экскурсии с детьми по улицам города.
2. Фотоконкурс «Как из нашего окна наша улица видна».
4 неделя «Человек – это звучит гордо» Формировать у детей представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.
Повышать самооценку, уверенность в себе, подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка.
Через символические и образные средства помочь ребенку осознать себя в прошлом, настоящем, будущем.
1. Беседа «Знаешь ли ты себя».
2. Д/и: «Фоторобот», «Узнай по описанию» (Е. А, Алябьева).
3. Сочинение-рассказ «Кем я буду, когда вырасту».
4. Чтение произведения Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
1. Чтение произведений о человеке, его неповторимости. Рекомендуемая литература: Н. Носов «Приключения Незнайки», Ш, Перро «Золушка».
5 неделя «Добро не умрет, а зло пропадет» Формировать моральные черты личности, навыки, привычки, которые позволяют человеку достойно проявить себя в общественной и личной жизни.
Помочь выработать такие качества характера, как трудолюбие, отзывчивость, доброжелательность и сострадание. 1. Беседы: «Поговорим о доброте» (С, И, Семенака «Уроки добра», «О хорошем и плохом поведении» (Т. А. Шорыгина).
2. Сюжетная игра «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
3. Игра-ситуация «Если друг попал в беду».
1 оформление стенда «Панорама добрых дел».
Ноябрь
1 неделя «Маленьким детям – большие права» Дать детям элементарные знания об их правах и обязанностях.
Формировать умения соблюдать правила поведения в детском саду и общественных местах.
Дать представления о важности права на имя. 1. Беседа «Мое имя, что оно обозначает?», «Когда я вырасту большим…», «Наши права»
2. Д/и «Назови ласково», «Полное, неполное, ласкательное имя».
3. Чтение сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
4. Изготовление именных карточек.
1. Рассказы родителей о выборе имени ребенку.
2. Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка» или «Самое лучшее имя»
2 неделя «Я гражданин России» Дать детям первоначальные знания о главном документе страны – Конституция Российской Федерации
Довести до сознания детей, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.
Воспитывать чувство гордости своим гражданством.
1. Рассматривание копий документов удостоверяющих личность человека (паспорт, свидетельство о рождении).
2. Беседы: «Наши права и обязанности», «Что бы ты хотел сделать для своей страны?».
3. Д/и: «Кто я?», «Я начну, а вы продолжайте» (Наша срана называется, «Выбери правильный ответ» (Ты гражданин Германии, Белоруссии, Польши)
1. Круглый стол по обсуждению вопросов патриотического воспитания детей «Гражданин воспитывается с детства».
3 неделя «Человек родился, чтобы трудиться» Формировать представления детей о многообразии и нужности профессий.
Воспитывать уважительное отношение к труду.
1. Беседа «Кем быть?», «Кем работают твои родители?».
2. Отгадывание загадок о профессиях.
3. Чтение произведений: В, Маяковский «Кем быть?», Ю, Мориц «Трудолюбивая старушка», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?».
4. Сюжетные игры: «Водители», «Ателье» и др.
5. Выставка детских рисунков «Все работы хороши»
1. Рассказы родителей о выборе своей профессии.
2. Посещение мест, где можно понаблюдать за трудом людей.
4 неделя «Честность и правдивость» Формировать представления о честности и правдивости
1. Этические беседы: «Что такое честность?», «Ложь человека не красит».
2. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», О. Буценя «Непослушный мячик».
3. Разучивание пословиц: «Правда, светлее солнца», «Вчера солгал, а сегодня лгуном назовут».
4. Д\и «Оцени поступок».
1. Создание памяток «Как воспитать ребенка правдивым и честным?».
Декабрь
1-2 неделя «Мой город, в котором я живу» Знакомить дошкольников со своей малой родиной.
Расширять представления об истории возникновения города, его предприятий.
Формировать представления о достопримечательностях города.
Познакомить с гербом города.
Воспитывать чувство гордости за свой город.
1. Беседы: «Мой город любимый», «Каким бы ты построил свой город, если был бы архитектором?».
2. Рассматривание набора открыток с изображением достопримечательностей города Новокуйбышевска.
3. Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с видами нашего города «Новокуйбышевск, в прошлом и настоящем»
4. Игра путешествие «Прогулка по городу».
5. Конкурс чтецов «Прославляя свой город».
6. Конкурсы рисунков «Мой город, дороже которого нет», «Новокуйбышевск, глазами детей».
7. Аппликация «Герб нашего горда».
8. Д/и: «Расскажи о своем городе», «Знаешь ли ты свой город?», «Что, где находится?».
9. Экскурсия в музей истории города Новокуйбышевска.
1. Фотовыставка «Новокуйбышевск город моего детства».
2. Издание книги «Город, в котором я живу» (рисунки, фотографии, рассказы детей).
3. Оказание помощи в подготовке к конкурсу чтецов «Прославляя свой город».
4. Совместное создание детьми и родителями кроссвордов о своем городе.
3-4 неделя «Родная природа» Расширять представления детей о растительном и животном мире Самарской области и России.
Познакомить с заповедными местами области, Красной книгой.
Расширять представления о правилах поведения в природе, ее охране.
Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, желание бережно относиться, заботиться и охранять хрупкий мир природы.
1. Беседа «Ты – часть природы»
2. Рассматривание картин: «Времена года», иллюстраций с изображением природы Самарской области.
3. Разучивание стихов, чтение произведений о природе: И. Бунин «Первый снег», В. Бианки «Синичкин календарь», К. Ушинский «Спор деревьев».
4. Создание карточек-символов «Запрещающие знаки».
5. Д/и: «Кто где живет?», «Когда это бывает?», «Где, чей дом», «Что будет если…».
6. Конкурс рисунков «Родная природа».
7. Конкурс чтецов «Мир вокруг нас».
8. Экологический вечер «Брось природе спасательный круг».
1. Чтение книг о природе.
2. Участие в выставке «Дары осени».
3. Экскурсии в природу.
4. Участие в экологическом вечере «Брось природе спасательный круг».
5 неделя «Зимушка –зима» С помощью произведений русских поэтов обобщить знания детей о зимних явлениях природы.
Подчеркнуть, что у природы наши предки учились мудрости, трудолюбию и доброте.
Воспитывать интерес к русской поэзии, любовь к Родине, уважение и благодарность к своим предкам.
1Беседы: «Как меняется наша жизнь зимой», «Какие заботы были у жителей русских деревень зимой».
2. Рассматривание иллюстраций с изображением зимней природы России.
3. Чтение сказок, рассказов, стихов русских поэтов о зиме: С. Есенина, Н. Некрасова, И. Сурикова, А, Блока.
4. Акция «Покормите птиц зимой».
5. Досуг «Новый год у ворот».
1. Изготовление кормушек к акции «Покормите птиц зимой».
2. Участие в конкурсе «Наши руки не для скуки» (изготовление новогодних игрушек).
3. Участие в новогоднем празднике «Новый год у ворот».
Январь
3 неделя «Как жили люди на Руси» Продолжать знакомить с историей древней Руси.
Сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу.
1. Беседа: «Как жили люди на Руси».
2. Чтение произведений: И. Никитин «Русь», В. Орлов «Родное», Л. Толстой «Филиппок», Д. Родари «Всеобщая история».
3. Сюжетная игра «Крестьянская семья».
4. Знакомство детей с жизнью горожан на Руси (на основе портретной живописи Б. Кустодиева).
5. Игры – драматизации по русским –народным сказкам.
6. Посещение музея истории города Новокуйбышевска.
4 неделя "Народные традиции" Обогащать знания детей о народных традициях и обычаях.
Знакомить с древними народными традициями: празднование Нового года, Рождества, Святок, Масленицы, Крещение, Пасхи.
Объяснить их происхождение и назначение.
Воспитывать патриотические чувства через приобщение к культуре и истории.
1. Беседы «Твой любимый праздник», «Традиции твоей семьи», «Русские традиции» (О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» стр. 149).
2. Разучивание народных песен, хороводов, закличек, про коляду и масленицу (М. Н. Мельников «Русский детский фольклор»)
3. Чтение русских народных сказок.
4. Рисование «Мой ангел хранитель».
1. Рассказы родителей о том, как они отмечали праздники в детстве.
2. Мастер класс по росписи пасхальных яиц, изготовлению пасхального зайца из бросового материала (бутылочки из-под йогурта)
5 неделя «Вежливость – это первая и самая приятная добродетель» Раскрыть перед детьми сущность понятия «Вежливость».
Систематизировать правила вежливого обращения с окружающими.
Воспитывать у детей желание быть вежливыми.
1. Этическая беседа «Будь всегда вежливым», беседа по мексиканской сказке «Вежливый кролик»
2. Д/и: «Назови вежливые слова», «Вежливо – невежливо» (здороваться -, уходя не прощаться -).
3. Чтение рассказов Осеевой «Волшебное слово». «три сына».
4. Обыгрывание ситуаций «На детской площадке». «Как найти дорогу».
5. Чтение: русской - народной сказки «Привередица», произведения З. Мошковской «Вежливое слово».
6. Сюжетная игра «На пороге гости».
1. Чтение произведений, сказок о вежливости.
Рекомендуемая литература: В. Одоевский «Мороз Иванович», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русской-народной сказке «Дочь и падчерица», мексиканской сказки «Вежливый кролик».
Февраль
1-2 неделя «Москва - столица России» Расширять представления о столице Российской Федерации, об её историческом прошлом и настоящим, о достопримечательностях города.
Развивать интерес к истории Москвы.
1. Беседа «Главный город страны».
2. Рассматривание картин Ю. Васнецова с видами старинной Москвы и открыток современного города «Прогулка по Москве»
3. Рассматривание герба города Москвы.
4. Чтение произведений о Москве: О. Филимонов «На семи холмах», А. Дорофеева «Московский кремль», П. Федоренко «История Москвы для детей», Л. Жуков «Сердце России – Москва», Б. Житков «Красная площадь», Е. Карасев «Город-герой».
5. Сюжетные игры: «Путешествие в Москву», «Экскурсия по Красной площади» (Н. Г. Зеленова «Мы живем в России» стр. 80)
6. Д/и: «Узнай герб Москвы», лото «Москва», настольно-печатная игра «Карта России».
7. Конструирование «Московский кремль».
8. Оформление стенда «Москва- столица нашей Родины»
1. Оформление стенда «Москва – столица нашей Родины».
3-4 неделя "Защитники Отечества" Дать представление о том, что мужчина - это защитник семьи, Родины.
Закреплять представления о профессии военный, о родах войск.
Воспитывать у мальчиков чувство долга, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.
1. Беседа "Кто такие защитники Отечества".
2. Знакомство с профессиями военных (Н. Г. Комарова "Патриотическое воспитание детей 6-7 лет).
3. Чтение произведений, заучивание стихов об армии:
4. Д/и "Кому, что нужно" (картинки с изображением солдат современной армии и богатырей, одежды и оружия современного воина и богатыря).
5. Рисовани "Наша армия всех сильней", изготовление макетов военной техники.
6. Фотовыставка "Наши защитники Отечества" (семейные фотографии службы в армии пап, дедушек).
7. Сюжетная игра "Защитники Отечества".
8. Досуг "Мой папа, лучше всех!"
1. Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей. Мастер - класс по изготовлению макетов военной техники из бросового материала.
2. Фотовыставка «Наши защитники Отечества» (семейные фотографии службы в армии пап, дедушек).
3. Досуг «Мой папа лучше всех!».
Март
1 неделя "Моя мама" Воспитывать любовь к матери, показать, что мама - самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное.
Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.
Воспитывать чувство ответственности, желание всегда и во всем помогать своей маме, заботиться о ней.
1. Беседа "Моя мама лучше всех".
2. Чтение произведений, заучивание стихов о маме, бабушке:
3. Конкурс рисунков "Мама, солнышко мое!".
4. Изготовление подарков для мам и бабушек "Мои самые родные!".
5. Сюжетная игра "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны".
6. Досуг "Чудесных мам, мы прославляем!"
1. Досуг «Чудесных мам, мы прославляем!».
2-3 неделя «Наша Родина --Россия» Продолжать знакомить детей с Россией.
Закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная.
Знакомить детей с географическим расположением нашей страны, используя карту мира.
Развивать умение самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране.
Знакомить детей с государственной символикой России (герб, флаг, гимн).
Воспитывать патриотические чувства и любовь к своей Родине.
1. Беседы с использованием иллюстраций: «Моя Родина – Россия», «Наше государство – Российская федерация» (М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста, «Какие народы живут в России».
2. Игра «Государство» (М, Д, Маханева»).
3. Рассматривание географической карты России.
4. Знакомство с символами России (герб, флаг, гимн).
5. Чтение произведений о России: В. Орлов «Разноцветная палитра», С. Баруздин «С чего начинается Родина», В. Степанов «Что мы Родиной зовем?», «необъятная страна», Г. Ладонщиков «Наша Родина», М. Ю. Лермонтов «Родина».
6. Разучивание песни Т. Богач «Что зовем мы Родиной?».
7. Д/и: «»Узнай наш флаг», «Найди герб нашей страны», «Собери символы России».
8. Конкурс рисунков «Широка страна моя родная».
9. Досуг. Игра-экскурсия «Путешествие по России».
1. Оформление стенда «Широка страна моя родная» (подборка фотографий, иллюстраций, стихов о России).
2. Досуг. Игра-экскурсия «Путешествие по России».
4 неделя
«Дружат дети всей земли» Продолжать формировать дружеские взаимоотношения.
Развивать умение выражать свое отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
1. Этические беседы: «Если с другом вышел путь», «Что ты знаешь о своём друге?».
2. Сюжетные игры по желанию детей.
3. Выставка портретов «Мой лучший друг».
4. Ситуация «Что такое хорошо, а что такое плохо».
5. Чтение произведений: В. Осеева «Собака яростно лаяла», М. Горький «Воробьишко».
1. Обсуждение ситуации «Когда друзья приходят поиграть».
Апрель
1-2 неделя "Через тернии к звёздам" Уточнять и расширять представления детей о первом космонавте Ю. А. Гагарине.
Воспитывать чувство гордости за своих соотечественников, чувство восхищения.
1. Беседа "Первый космонавт планеты земля". Рассматривание иллюстраций о космосе.
2. Чтение глав из книги А. Леонова "Выхожу в космос".
3. Рассматривание и чтение книги "О чем рассказал телескоп".
4. Создание коллажа "Космические дали".
5. Просмотр мультфильма "Тайна третьей планеты".
6. Конструирование"Космический корабль", аппликация "Полет на луну", рисование "Звездное небо" (журнал детского творчества "Солнечный зайчик" №14, 21 2009г.)
7. Сюжетная игра "Полет на луну".
1. Оформление выставки «Профессия космонавт».
2. Участие в создании коллажа «Космические дали».
3-4 неделя «Такая разная Россия» Продолжать знакомить детей с картой России, показать, какую огромную территорию занимает наша страна, как много в не городов, морей, рек. Какие животные проживают на территории нашей Родины.
Закреплять представления о городах, природе России, познакомить с названиями рек, морей, озер.
Дать представления о России, как многонациональной стране.
Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей
1. Рассматривание карты России.
2. Д/и "Климатические зоны России" (Карта с изображением климатических зон, набор карточек с изображением животных, характерных для каждой зоны)
3. Д/и: "Какие реки России ты знаешь", "Покажи реку".
4. Чтение произведения С. Я. Маршака "Волга и Вазуза"
5. Рассматривание иллюстраций с изображением разных городов России.
6. Д/и: "Чем отличается город от деревни?", "Кто больше назовет городов России" (Самара, Москва, Санкт-Петербург, Нижний- Новгород и т. д., "Кто в каком городе живет?" (москвичи - в Москве, самарцы - в Самаре.).
8. Заучивание пословиц, поговорок о Родине (М. Н. Мельников "Русский детский фольклор).
9. Беседа "Знакомство с разными национальностями".
1. Создание фотоколлажа «Кто живет в России».
5 неделя "Богатыри земли русской" Знакомить детей с историей возникновения Руси.
Знакомить с одним из жанров русского- народного творчества - былинами.
Подчеркнуть, что благодаря былинам люди знают о важных событиях, проходивших на Руси много лет назад.
Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу, чувство гордости за богатырскую Россию.
1. Беседы: "Русские богатыри", "Откуда пришло название Русь".
2. Чтение былин "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Добрыня и змей", "Святогор-богатырь".
3. Рассматривание картины В. М. Васнецова "Богатыри". Составление рассказов по картине.
4. Разучивание русских - народных игр.
Май
1-2 неделя "Никто не забыт, ничто не забыто" Продолжать работу по воспитанию патриотизма через ознакомление с историческими событиями военных лет 1941 - 1945гг. Дать представления о подвиге городов -героев: Москвы, Ленинграда, Сталинграда, о победе нашей армии над немецкими захватчиками.
Воспитывать: гордость за подвиг своего народа во время ВОВ, уважение к участникам войны, труженикам тыла, к памяти погибших бойцов.
1. Беседы: "Города-герои", "День Победы", "Что такое героизм?".
2. Рассматривание картин из серии "История России", иллюстраций из книг: С. Михалкова "Победа",
3. Чтение произведений о ВОВ: А. Печёрская "Дети - герои ВОВ", "З. Александрова "Дозор", С. Алексеев "Первый ночной таран", А. Метяев "Наше оружие", Е. Благинина "Шинель".
4. Прослушивание песен военных лет: В. Лебедев-Кумач, А, В. Александрова "Священная война", А. Сурков, К. Листов "Бьется в тесной печурке огонь", В. Шумилин, Е. Зарникая "День 9 Мая", Д. Тухманов "День Победы".
5. Сюжетная игра "Военные учения и парад".
6. Изготовление праздничных открыток для ветеранов ВОВ.
7. Концерт для ВОВ "Благодарим, солдаты, вас!".
8. Экскурсия к Вечному огню.
1. Вечер "Достойны памяти героев"
2. Изготовление макета "Вечный огонь".
3. Совместное творчество детей и родителей. Конкурс рисунков "Не забыть нам этой даты"
3-4 неделя "Дети разных стран" Продолжать у детей формировать представление о мире и разных странах, о детях, живущих в этих странах.
Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. 1. Беседа "По-разному зовутся дети. ".
2. Рассматривание иллюстраций разных климатических зон земного шара, народов разных стран.
3. Чтение произведений писателей и поэтов разных стран: Ц. Агелов "Доброе утро, дети земли!",
4. Сюжетная игра "Путешествие по странам и континентам".
5. Подвижные игры разных стран:
6. Выставка рисунков "Дружат дети всей Земли".
1. Помощь в создании картотеки «Подвижные игры разных стран».
Рекомендуемая литература
Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина «Как научить ребенка любить Родину» Руководство для воспитателей и учителей по предмету «Национальная культура» - М. : АРКТИ, 2003г.
Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет». Творческий центр Сфера. Москва, 2009г.
Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью». Москва, 2001г.
А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Методическое пособие для педагогов. – СПб: Издательство «Детство-Пресс», 2011г.
Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». Творческий центр Сфера, Москва, 2011г.
Н. Г. Зеленова «Мы живем в России». Издательство: ООО Скрипторий 2003, 2013г.
М. Б. Зацепина «Дни воинской славы». Патриотическое воспитание дошкольников 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010г.
А. П. Козаков, Т. А. Шорыгина «Детям о великой Победе». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе. Москва. Издательство Гном, 2014г.
Г. А. Ковалева. «Воспитываем маленького гражданина». Издательство АРКТИ. Москва, 2003г.
Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина». Творческий центр Сфера. Москва
Л. А. Кондрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию ДОУ. Творческий центр Сфера. Москва, 2011г.
О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С_П, 1997г.
Д. Махнева «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Творческий центр Сфера. Москва, 2005г.
М. Н. Мельников «Русский детский фольклор». Издательство: М. :Просвещение, 1987г.
М, Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. ООО «Линка-Пресс». Москва, 2003г.
Т. И. Подрезова «Патриотическое воспитание в ДОУ». Москва «Айрис-Пресс», 2008г.
В. М. Соловьев «История России для детей и взрослых». – м. : Белый город, 2003г.
С. И Семинака. Коррекционно-развивающая программа «Уроки добра для детей 5-7 лет». Издательство АРКТИ, 2004г.
Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». Творческий центр Сфера, Москва, 2010г.
Т. А. Шорыгина. Беседы о детях-героях ВОВ. Творческий центр Сфера, Москва,2011г.
ВОВ 1941-1945: энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1985г.
ВОВ в произведениях художников: Наглядно-дидактическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006г.
Книга «Ваши права». «Вита-Пресс», 1999г.
Журнал детского творчества «Солнечный зайчик» №14, 21, 2009г.