Вера Ярочкина
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Кубань»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
2015-2016 учебный год
I Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой) ; знакомство с бытом и традициями Кубани; с природными и климатическими особенностями Кубани и родного поселка; с трудом жителей Кубани; с животным миром и водными ресурсами.
Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, „Люблю тебя, моя Кубань“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Цели и задачи реализации Программы :
1. развивать чувство гордости, бережное отношение к родному посёлку, Краснодарскому краю.
2. ознакомление с историческим прошлым и настоящим края, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями.
3. ознакомление с трудом жителей, кубанскими ремеслами.
4. ознакомление с кубанским культурным наследием (фольклором, произведениями поэтов и писателей, художников, фольклором, музыкантами).
5. формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
6. развивать восприятие, мышление, память, наблюдательность, способность анализировать, экспериментировать.
Основной целью работы является формирование нравственно-патриотических чувств ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Принципы построения программы
Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: мой поселок, моя страна, моя планета, День народного единства, народная культура и традиции, люблю тебя, моя Кубань ;
• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Значимые характеристики дошкольного возраста.
5–6 лет.
• Знать свой домашний адрес, название поселка.
• Иметь представление о символике Кубани, России.
• Знать название близлежащих улиц.
• Иметь представление о жизни и быте народа Кубани.
• Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, уметь рассказывать о них.
• Знать профессии своих родителей.
• Знать правила поведения в природе.
• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
6–7 лет.
• Краткие сведения об истории Кубани. поселка.
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг Кубани, России.
• Иметь представление о Президенте; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
• Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
• Правила безопасности поведения в природе и на улице.
• Иметь элементарные представления об охране природы Кубани.
• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Ожидаемые результаты к концу дошкольного периода ребенок должен знать: название страны в которой живет; о своей малой родине, государственные и кубанские символы, о том, что нашу Кубань населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
II. Содержательный раздел.
Содержание образования по пяти образовательным областям
Реализация программы «Люблю тебя, моя Кубань» организуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога и ребенка 1 раз в неделю.
Содержание программы обеспечивает :
- взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которые состоят в следующем: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - родительские собрания по теме, совместные творческие дела, проектная деятельность.
- развитие личности, мотивации и способностей детей в нетрадиционной технике рисования и охватывает следующий образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная область Задачи
Социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой Родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.
Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Краснодарского края, стремление сохранять национальные ценности.
Познавательное развитие Приобщать детей к истории Краснодарского края.
Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, литературой, культурой, обычаями.
Речевое развитие Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Краснодарского края.
Художественно-эстетическое развитие Воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям кубанского народа, развивать эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народными промыслами и фольклором.
Физическое развитие Воспитывать физические качества (ловкость, быстроту, выносливость, силу и др.). формировать интерес к ЗОЖ посредством организации и проведения спортивных праздников с использованием традиционных кубанских игр.
Формы реализации программы :
- совместная деятельность;
- экскурсии;
- беседы;
- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные) ;
- продуктивная деятельность;
- чтения произведений художественной литературы, фольклора;
- прослушивание и изучение музыкальных произведений;
- праздники;
- утренники;
- веселые спартакиады;
- работа с родителями;
III. Организационный раздел.
Реализация программы «Люблю тебя, моя Кубань» организуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога и ребенка 1 раз в неделю.
Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Краснодарским краем.
№ Тема Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа
1 Я, моя семья Понятия «семья», «родной дом». Семья- группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость» Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо.
2 Родной поселок Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного края. Храмы. Символика Краснодарского края. Культурно- историческое наследие родного края. Особенности городской и сельской местности. Главная улица поселка. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, реки Кубани.
3 Природа родного края Растительный и животный мир Краснодарского края. Охрана природы Краснодарского края. Зеленая аптека
4 Краснодар- город мастеров Улицы, названные в честь мастеров и их изделий. Сельское хозяйство Кубани : хлеборобство, животноводство, овощеводство, птицеводство.
5 Быт, традиции Функциональное предназначение предметов русского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни Краснодарского края. Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования Краснодарского края, традиционные праздничные блюда.
6 Кубанский костюм Знакомство с историей костюма. Особенности народного костюма Кубани. Женский и мужской костюмы. Современный костюм.
7 Народная игрушка Соломенные и деревянные игрушки. игрушка: от истории возникновения до наших дней.
8 Народные игры Разучивание считалок, слов к играм. Старинные и современные народные игры, традиционные Краснодарского края.
9 Экскурсии Храм станицы Новоивановской, библиотека поселок Незамаевский, КДЦ поселка Незамаевский.
Перспективное планирование (приложение 1)
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
В детском саду проводятся мероприятия в фольклорном стиле, так же воспитанники старшего дошкольного возраста ежегодно участвуют в краевом фестивале «Адрес детства- Кубань», организуется ежегодная традиционная экскурсии в Храм станицы Новоивановской, библиотеку поселок Незамаевский, КДЦ поселка Незамаевский, СОШ № 15, парк поселка Незамаевский, стадион поселка Незамаевский, достопримечательность поселка Незамаевский (трактор,доска почета поселка Незамаевский, стела памяти поселка Незамаевский.
Содержание предметно – развивающей среды
Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.
Оформление в группах зоны гражданско – патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, поселке, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родного поселка, столицы, родной страны, России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского, кубанского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Уголки по нравственно-патриотическому воспитанию расположено в группе и представлено : макеты Кубанского подворья, фигурами домашних и диких животных, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах села, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербом и флагом Краснодарского края, гербом и флагом России, альбомом «Достопримечательности поселка».
В МБДОУ № 30 организована Кубанская комната и, а на территории расположена композиция «Кубанское подворье», в которую входит: макет мельницы, лошадки с тележкой с мукой, мостик.
На территории ДОУ организован мини-огород с экспериментальными грядками для знакомства детей с растениями, произрастающими на полях Кубани.
Материально-техническое сопровождение
• Дидактические и наглядные пособия;
• методическая литература;
• Репродукции картин;
• картинки с различными видами ;
• художественная литература;
• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
• карты, атлас Краснодарского края;
• символика Кубани, России.
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
• Выставки рисунков, поделок по тематике
• Оформление патриотического уголка.
• Труд бытовой в природе.
• Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме
• метод изучения продуктов детского творчества;
• метод наблюдения, опроса по изученному материалу.
Используемая литература:
1. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине В. А. Маркова
2. Родная Кубань В. Н. Ратушняк
3. Живи и красуйся станица моя! П. В. Генералов
4. Наш край Р. Д. Болдырев