Анна Климентьева
Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ознакомления детей пятого года жизни со свойствами материалов
через экспериментальную деятельность и решение проблемных ситуаций.
Введение
Эффективным средством, дающим благоприятное содержание и возможность активизации познавательной деятельности, является поисковая, исследовательская работа с детьми. В практической деятельности дети учатся находить пути решения проблем, обосновывать их. Знания не даются детям в готовом виде, они получают их в ходе самостоятельных исследований.
Публикация «Перспективное планирование по ознакомлению детей со свойствами материалов» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Предлагаемая разработка поможет педагогам спланировать и организовать с воспитанниками экспериментальную деятельность с целью:
• ознакомления их со свойствами материалов эмоционально-практическим путем,
• побуждения к самостоятельному познанию и размышлению,
• апробированию разных способов действия,
• обучения умению формулировать проблемы и решать проблемные ситуации.
Занятия по экспериментальной деятельности проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.
Месяц Октябрь Знакомство со свойствами дерева.
Опыт № 1: «Приключения Буратино»
Цель: познакомить детей с первым свойством – дерево не тонет.
Материал: деревянные лодочки, брусочки, щепки, кубики и все то, что можно найти в группе (деревянное).
Проблемная ситуация: Буратино бежал в школу, вдруг на пути у него широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться, что делать?
Способы решения:
- построить лодку, но это долго;
- попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет;
- может он переплывет сам, ведь он деревянный и не утонет.
Вывод: дерево не тонет, поэтому Буратино не утонет.
Опыт № 2: «Три поросёнка»
Цель: познакомить детей со вторым свойством – дерево горит.
Материал: щепки, ветки, солома, камни, железный таз, спички.
Проблемная ситуация: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф построили себе дома, но огонь может их уничтожить. Как быть?
Способы решения:
- пригласить поросят жить в детский сад;
-устроить дом в пещере;
-построить каменный дом, как у Наф-Нафа и втроём жить в нем;
-иметь рядом огнетушитель или колодец с водой.
Вывод: дерево не тонет, поэтому Буратино не утонет.
Опыт № 3 «Украсим участок»
Цель: познакомить детей с третьим свойством – дерево можно распилить.
Материал: лобзик, пила, фанера.
Проблемная ситуация: Мы хотим украсить свой участок, чтобы было красиво, но бумажные украшения быстро рвутся и намокают от дождя.
Способы решения:
- на каждое время года иметь свои украшения: зимой – поделки изо льда и постройки из снега, летом – из бросового материала и т. д;
-раскрасить веранду яркими красками;
-смастерить при помощи взрослых украшения из дерева (фанеры).
Вывод: дерево можно распилить.
Опыт № 4 «Подарок для Белочки»
Цель: познакомить детей с четвёртым свойством – дерево не бьётся.
Материал: деревянные предметы: ложки, бруски.
Проблемная ситуация: В гости к Белочке пришел Мишка и нечаянно разбил чашки. Как быть?
Способы решения:
-Мишка принесёт свою чашку;
-одноразовая посуда;
-посуда из пластмассы или дерева.
Вывод: можно сделать посуду из дерева, так как дерево не бьётся.
Месяц Ноябрь Знакомство со свойствами бумаги
Опыт № 1 «Путешествие по реке Саровка»
Цель: формировать у детей представления о свойстве бумаги размокать в воде.
Материал: тазик с водой, бумажный кораблик
Проблемная ситуация: Мы научились делать бумажные кораблики и хотим отправить на них в путешествие свои любимые игрушки.
Дети высказывают предположения о том, что на нем нельзя путешествовать.
Вывод: при погружении в воду бумажный кораблик намокает, рвется, становиться непрочный.
Опыт № 2 «Кораблики»
Цель: формировать у детей представления о свойстве бумаги – сгибаться.
Материал: образец бумажного кораблика и листы бумаги.
Проблемная ситуация: Мы хотим поиграть в кораблики, а деревянных корабликов у нас нет. Как быть?
Способы решения:
-попросить пап чтобы они нам изготовили деревянные кораблики (но мы хотим играть сейчас);
-самим сделать кораблики из бумаги.
Вывод: бумагу можно сгибать
Опыт № 3 «Бумажные куклы»
Цель: формировать у детей представления о свойствах бумаги – режется.
Материал: цветные карандаши, ножницы, бумага, трафареты – кукла и одежда.
Проблемная ситуация: В группе очень много девочек - на всех не хватает кукол и в кукольном уголке всем тесно. Как быть?
Способы решения:
- каждая девочка принесет из дома для себя куклу и играть не только в кукольном уголке;
-играть в куклы по очереди;
-сделать бумажные куклы
Вывод: бумага очень легко режется
Опыт № 4 «Снежки»
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги – бумага мнётся.
Материал: листы бумаги.
Проблемная ситуация: Мы хотим поиграть в снежки в группе, но снег в тепле тает.
Способы решения:
-сшить снежки из ткани;
-связать;
-сделать из бумаги
Вывод: бумага легко мнётся.
М[bесяц Декабрь[/b] Сравнение бумаги и дерева
Опыт № 1 «Кораблики»
Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги - намокание.
Материал: кораблики деревянные и бумажные, таз с водой.
Проблемная ситуация: Мы хотим отправить свои игрушки по реке Саровка, но не знаем какие кораблики надежнее.
Способы решения:
-бумажные кораблики, но они быстро намокают и рвутся;
-менять бумажные кораблики по мере их намокания, но для этого нужно много бумажных корабликов;
-деревянный кораблик.
Вывод: деревянный кораблик прочнее, так как дерево плохо впитывает воду.
Опыт № 2 «Мебель для кукол»
Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги – прочность.
Материал: кукольная мебель из дерева и бумаги (картона).
Проблемная ситуация: У нас очень красивая кукольная мебель и мы хотим, чтобы она оставалась такой долго.
Способы решения:
-играть аккуратно;
-регулярно ремонтировать её;
-оставить только ту мебель, которая прочнее.
Вывод : деревянная мебель прочнее, чем бумажная.
Опыт № 3 «Тихий час»
Цель: провести сравнительный анализ свойств дерева и бумаги – прозрачность.
Материал: бумага (разной фактуры, доска или фанера, настольная лампа.
Проблемная ситуация: В тихий час, когда ребята спят, у воспитателей на столе горит настольная лампа. Свет мешает детям заснуть. Как быть?
Способы решения:
-не включать свет пока не заснут все дети;
-тех детей, которым мешает свет положить дальше от стола воспитателей;
-поставить перегородку, чтобы свет не мешал.
Вывод: нужно поставить деревянную перегородку, так как она прочнее, чем бумажная
Опыт № 4 «Сильная газета»
Цель: познакомить детей со свойством бумаги: на большую площадь действует сильное давление.
Материал: деревянная линейка и газета.
Проблемная ситуация: Поспорили линейка и газета кто из них сильнее. Кто из них прав?
Вывод: и газета, и линейка «сильные».
Месяц Январь Знакомство с тканью
Опыт № 1 «Хотим гулять»
Цель: формировать у детей представления о свойствах ткани – намокает.
Материал: кусочки ткани разной фактуры, таз с водой.
Проблемная ситуация: Мы хотим идти гулять, но на улице идет дождь. Как быть?
Способы решения:
-взять зонт и обуть резиновые сапоги;
-добежать до веранды и гулять там;
-надеть на себя плащ-дождевик.
Вывод: вся ткань намокает в воде, кроме болоньи, поэтому можно сшить плащи из нее и не бояться промокнуть на прогулке.
Опыт № 2 «Наряд для куклы»
Цель: формировать у детей представления о свойствах ткани – можно резать.
Материал: очень длинное платье для куклы, кукла, ножницы, нитки с иголкой.
Проблемная ситуация: Мама сшила для куклы очень длинное платье. Как быть?
Способы решения:
-попросить маму, чтобы сшила новое платье;
-подогнуть и прошить его (получается большой подгиб и некрасиво смотрится);
-отрезать;
-отрезать и подшить
Вывод: ткань можно разрезать.
Опыт № 3 «Порванное платье»
Цель: познакомить со свойством ткани – ткань можно шить.
Материал: рваное кукольное платье, нитки, иголка, ножницы.
Проблемная ситуация: У куклы Маши порвалось платье, она боится идти домой, потому что мама будет ругаться.
Способы решения:
- попросить у мамы прощение;
- зашить платье;
- одеть другое платье.
Вывод: ткань можно шить.
Опыт № 4 «На бал»
Цель: познакомить со свойством ткани – ткань можно гладить.
Материал: утюг, мятое платье, кукла.
Проблемная ситуация: Золушка ехала на бал, но в дороге сильно помяла платье, как быть?
Способы решения:
- съездить домой переодеться;
- попросить у Феи новое платье;
- погладить платье.
Вывод: ткань можно гладить.
Месяц Февраль Сравнение ткани и бумаги.
Опыт № 1 «Дождь проказник»
Цель: сравнить свойства ткани и бумаги, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием
Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.
Проблемная ситуация: На прогулке куклы Маша и Оля поспорили: у кого лучше платье? Но неожиданно пошёл дождь. Как быть?
Способы решения:
- надеть плащ-дождевик;
- спрятаться под зонт;
- спрятаться под крышу.
Вывод: в воде ткань намокает, но её можно просушить; а бумага в воде рвётся. Поэтому платье лучше и прочнее из ткани у Маши.
Опыт № 2 «На праздник»
Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием.
Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.
Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля собрались на праздник в детский сад, но по дороге их платья помялись. Как быть?
Способы решения:
- сходить домой за другим платьем;
- погладить платья в детском саду.
Вывод: платье из ткани легко погладить, а на бумажном платье остаются складки.
Опыт № 3 «Порванное платье»
Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием
Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.
Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля гуляли в лесу и порвали о сучок свои платья.
Способы решения:
- зашить;
- заколоть булавкой.
Вывод: платье из ткани зашили, а из бумаги порвалось ещё больше.
Опыт № 4: «Шустрый щенок»
Цель: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием
Материал: кукла Маша в платье из ткани и бумажная кукла Оля в платье из бумаги.
Проблемная ситуация: Куклы Маша и Оля собрались к ребятам в гости, но около детского сада их встретил щенок, который захотел с ними поиграть и нечаянно порвал платье Оле.
Вывод: платье из бумаги легко порвать.
Месяц Март Знакомство со свойствами металла.
Опыт № 1 «Колокольчики»
Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – металл может звенеть.
Материал: колокольчики (музыкальные, треугольники и металлофон
Проблемная ситуация: Мы хотим исполнить музыкальное произведение на празднике для своих родителей, но мы не умеем играть на пианино. - можно напеть мелодию словами;
Способы решения:
- послушать в записи;
- сыграть на других музыкальных инструментах.
Вывод: если по металлу ударить палочкой, то он издает звук.
Опыт № 2: «Спрячем под водой»
Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – тонет.
Материал: таз с водой и металлические предметы.
Проблемная ситуация: Злой волшебник, который боится воды, решил забрать все металлические предметы в группе, чтобы сделать себе из них доспехи.
Способы решения:
- отдать кому-либо;
- спрятать в шкаф (но там их можно найти и забрать);
- спрятать в таз с водой.
Вывод: металлические предметы тонут.
Опыт № 3: «Не всё то золото, что блестит»
Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – блеск.
Материал: металлические предметы, настольная лампа или солнечный свет (по возможности).
Проблемная ситуация: В огород прилетают птицы и портят урожай.
Способы решения:
- поставить пугало;
- кто-то будет постоянно находиться на огороде и отпугивать птиц;
- подвесить металлические предметы.
Вывод: металл блестит на солнце.
Опыт № 4: «Чаепитие»
Цель: формировать у детей представление о свойствах металла – металл может нагреваться.
Материал: чайная ложка, 2 стакана с горячей и холодной водой.
Проблемная ситуация: Красная шапочка пришла в гости к бабушке на чай. Бабушка положила металлическую ложку в чашку с горячим чаем. Красная шапочка хотела размешать сахар в чае, но обожгла руки.
Способы решения:
- взять другую ложку;
- взять салфетку и обернуть ручку ложки;
- размешать трубочкой для коктейля;
- пить чай без сахара;
- вынуть ложку из чая и остудить ее.
Вывод: металл холодный, но под воздействием высокой температуры может нагреваться.
Месяц Апрель Сравнение металла и дерева.
Опыт № 1: «Что звонче?»
Цель: провести сравнительный анализ свойств металла и дерева – звук.
Материал: колокольчики, деревянные ложки, трещотки, металлофон и др.
Проблемная ситуация: Музыканты ехали на представление через лес и заблудились. Как быть? Как найти дорогу?
Способы решения:
- дождаться ночи и ориентироваться по звёздам;
- подождать когда их начнут искать;
- дать о себе знать громкими звуками, может кто-то их услышит и придёт на помощь.
Вывод: металлические инструменты звучат звонче чем деревянные.
Опыт № 2: «Шарики»
Цель: провести сравнительный анализ свойств металла и дерева.
Материал: металлический шарик и деревянный, весы.
Проблемная ситуация: Отправились деревянный шарик и металлический шарик путешествовать, чтобы найти себе друзей, но на пути у них протекала широкая река. Как перебраться друзьям на другой берег?
Способы решения :
- найти мост и перейти по нему;
- построить корабль, лодку и т. д. ;
- перелететь на воздушном шаре;
- попросить уточку, чтобы она их перевезла;
- переплыть самим.
Вывод: металлический шарик тонет в воде, потому что он тяжелее, чем деревянный.
Опыт№3: «Что нам стоит дом построить»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами металла и дерева.
Материал: пластины деревянные и металлические.
Проблемная ситуация: Мы хотим построить дом, но не знаем, в каком доме будет теплее.
Способы решения:
- построить дома и сравнить где теплее (но это долго);
- сравнить пластины и из более теплого материала строить дом.
Вывод: деревянные пластины теплые, а металлические холодные.
Опыт № 4: «Две коробки»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами металла и дерева.
Материал: картонная коробка и металлическая, лейка с водой, таз.
Проблемная ситуация: Нужно привести из магазина в детский сад новые игрушки, но на улице идет дождь.
Способы решения:
- сложить в картонные коробки и укрыть целлофаном;
- сложить в металлические коробки;
- подождать когда закончится дождь и перевезти.
Вывод: металлическая коробка прочнее, чем картонная и под воздействием воды не рвется.