Анна Крапивина
Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
В поисках новых моделей, новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении была составлена Программа «Логоритмические занятия» для старшей и подготовительной к школе логопедической группы для детей с ОНР.
Публикация «Перспективное планирование логоритмических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
Новизна данной программы: включение логоритмических занятий в комплекс мероприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников старшей и подготовительной группы, адаптация приемов логоритмики для формирования некоторых параметров готовности к школе.
Цель программы — создать условия для преодоления ОНР у воспитанников логопедической группы детского сада и обеспечить для них равные стартовые коммуникативно-речевые возможности при поступлении в школу.
Задачи программы:
1. Повышение мотивации воспитанников с ОНР к логопедическим занятиям.
2. Коррекция неречевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.
3. Коррекция речевых функций, обеспечивающих необходимый уровень готовности к школе.
4. Формирование предпосылок для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.
5. Преодоление затруднений при формировании интегративных качеств личности, возникающих как вторичные нарушения при ОНР.
Реализация поставленной цели достигается с помощью применения разнообразных методов и приемов логоритмики : музицирования, речедвигательных игр и упражнений (дыхательно-артикуляционного тренинга, «игрового массажа» и пальчиковой гимнастики, ролевых стихов, танцевально-ритмических игр и упражнений (игрогимнастики, игроритмики, элементов эмоционально-волевого и креативного тренинга.
Планирование занятий по логоритмике осуществляется по тематическому принципу, рассчитано на 30 занятий в течение года. Логоритмическое занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, и предполагают совместную деятельность учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Его продолжительность – 30 минут.
Содержание занятия связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в данной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
Главный принцип достижения эффективности в работе учителя-логопеда по программе «Логоритмические занятия» – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей. За основу разработанной нами программы взята методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР Р. Л. Бабушкиной, О. М. Кисляковой, М. Ю. Картушиной.
Лексико-грамматическая тема Сюжет образовательной деятельности Цели и задачи
Сентябрь, 4 неделя «Осень»
«Осенние краски» - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать у детей чувство ритма, изменять темп речи в зависимости от речевого контекста.
- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку.
- Закреплять в речи правильное произношение звука [А].
Октябрь, 1 неделя «Грибы».
«Ягоды» «Кладовая леса» - Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах.
- Уточнить артикуляцию звука [У], пропевая звук в чистоговорках.
- Формировать правильное речевого дыхания.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Танцевально-ритмические упражнения.
Октябрь, 2 неделя «Овощи. Огород»
«Во саду ли, в огороде…» - Закрепить знания об овощах и фруктах.
- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.
- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.
- Формировать правильное речевого дыхания.
- Танцевально-ритмические упражнения.
Октябрь, 3 неделя «Фрукты. Сад» «Во саду ли, в огороде…» - Закрепить знания об овощах и фруктах.
- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.
- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.
- Танцевально-ритмические упражнения.
Октябрь, 4 неделя «Перелетные птицы» «С ветром наперегонки» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 154) - Закрепить знания детей о перелетных птицах.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Речедвигательные игры.
- Закреплять правильную артикуляцию звука [О] в чистоговорках и потешках.
Ноябрь, 1 неделя «Одежда. Головные уборы» «Ателье» - Дать детям знания классификации одежды по сезону.
- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.
- Уточнить артикуляцию звука [И], работать над пропеванием звука на вдохе.
- Танцевально-ритмические упражнения.
- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.
Ноябрь, 2 неделя «Обувь» «Сказка старого башмака» - Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь».
- Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.
- Учить детей делать игровой самомассаж.
- Креативный тренинг.
- Развивать сложные формы фонематического слуха, слуховое внимание, зрительную память.
Ноябрь, 3 неделя «Посуда» «У нас в гостях Федора» - Закрепить знания детей о классификации посуды.
- Совершенствовать автоматизацию звука [П] в логопедических распевках.
- Закрепить костоабдоминальное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, аккуратность.
Ноябрь, 4 неделя «Продукты питания» «Полезные продукты» - Закрепить знания детей по теме.
- Формирование правильной артикуляции звука [Н] в слоговых рядах.
- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.
- Закрепить знания детей о своем здоровье.
- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
- Инструментальное музицирование.
Декабрь, 1 неделя «Хлеб» «Колосок»
(Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет, с. 39) - Закреплять правильное произношение звука [Т].
- Совершенствовать умение образовывать существительные ед. и мн. ч.
- Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.
- Воспитывать у детей уважения к труду.
- Научить детей делать самомассаж лица, шеи.
- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.
- Игроритмика.
Декабрь, 2 неделя «Зима» «Спутники зимы» - Продолжать делать самомассаж лица, шеи.
- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.
- Игроритмика.
- Уточнить артикуляцию звука [К] в обратных слоговых рядах.
- Закреплять знания детей по теме «Зима».
Декабрь, 3 неделя «Дикие животные» «Путешествие по зимнему лесу» - Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
- Формировать у детей правильную
артикуляцию звуков [К],[Кь] и четкое произношение слов с этими звуками.
- Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
Декабрь, 4 неделя «Новый год» «Новогодний поезд» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 68) - Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.
- Развивать темпо-ритмическое восприятие.
- Закрепить артикуляцию звука [Б] с помощью дыхательных упражнений.
- Вызвать у детей положительные эмоции, радость.
Январь, 3 неделя «Зимние забавы» «Снежная баба» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 56) - Закрепить правильную артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
- Игрогимнастика.
- Эмоционально-волевой тренинг.
Январь, 4 неделя «Зимующие птицы» «Птичья кладовая» - Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Г] в потешках.
- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений.
- Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.
Февраль, 1 неделя «Мебель» «Путешествие по старому дому» - Закрепить знания детей по теме.
- Формирование правильной артикуляции звука [Л] в слоговых рядах.
- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.
Февраль, 2 неделя «Мой город» «Путешествие на воздушном шаре» - Закрепить артикуляцию звука [Ы] в логопедическ. распевках.
- Дать детям знания по данной теме.
- Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
- Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.
Февраль, 3 неделя «Защитники Родины» «Крокодил Гена идет в армию» (Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 104) - Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.
- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
- Уточнить артикуляцию звука [С] в дыхательных и речевых упражнениях.
Февраль, 4 неделя «Карелия – наш край» «Лесные просторы». Воспитывать любовь к родному краю.
- Закреплять знания детей о природе Карелии.
- Закреплять артикуляцию звука [С] в дыхательных и речевых упражнениях.
- Распространение предложений однородными членами.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать чувство ритма и чувство такта.
Март, 1 неделя «Международный женский день. Семья» «Добрые советы» - Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.
- Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
- Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П – Б] в слоговых рядах.
Март, 2 неделя «Человек» «Азбука здоровья». Учить заботиться о своем здоровье и соблюдать режим дня.
- Знать части тела человека и правильно их называть.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать силу голоса и дыхание.
- Закреплять артикуляцию звука [Ш] в речевых упражнениях.
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении.
Март, 3 неделя
«Домашние животные» «Дед Егор зовет во двор» - Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
- Развивать зрительное внимание.
- Тренировать детей согласовывать движения.
со словами, определять начало и конец фразы.
- Закрепить артикуляцию звука [Ш] в слоговых рядах, распевках.
Март, 4 неделя «Профессии» «Давайте познакомимся» - Закреплять знания детей о профессиях.
- Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.
- Речедвигательные игры.
- Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С – Ш] в слоговых рядах и логопедических распевках.
Апрель, 1 неделя «Транспорт» «Мы едем, едем, едем» - Закреплять знания детей по теме.
- Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
- Использование логического ударения в речи.
- Тренировать автоматизацию звука [Х] в дыхательных упражнениях.
Апрель, 2 неделя «Космос» «Будем космонавтами»
(Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в д/с», с. 149) - Закрепить знания детей о космосе и космонавтах.
- Уточнить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах и чистоговорках.
- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
- Инструментальное музицирование.
Апрель, 3 неделя «Сказки» «Гуси – лебеди» (Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет, с. 115) - Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
- Развивать чувство ритма, метра, такта.
- Воспитывать у детей любовь к сказкам и бережное отношение к книге.
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [В – В’] в чистоговорках и потешках.
Апрель, 4 неделя «Весна» «Путешествие капельки» - Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Закреплять правильную артикуляцию звука [З] в дыхательных и речевых играх.
Май, 1 неделя «Дикие животные весной» «В лесу» - Закрепить знания детей по теме.
- Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.
- Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании.
- Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в логопедических распевках, скороговорках.
Май, 2 неделя «День Победы» «Солнце и тучка» - Закрепить знания детей по теме.
- Уточнить правильную артикуляцию звука [Д] в дыхательных играх.
- Развивать силу и модуляцию голоса.
- Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.
Май, 3 неделя «Цветы» «Цветик-семицветик» - Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах, умение классифицировать по месту произрастания.
- Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
- Развивать чувство ритма, метра, такта.
- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [З – Ж] в чистоговорках и потешках.
Май, 4 неделя «Насекомые» «В траве сидел кузнечик» - Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.
- Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.
- Эмоционально-волевой тренинг.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ф] в слоговых рядах, чистоговорках.
- Воспитывать бережное отношение к живым существам.
Все дети, посещающие занятия по логопедической ритмике, показывают положительную динамику развития просодической стороны речи, повышается уровень развития их речи в целом, и они успешно адаптируются в группе детского сада. Формируются предпосылки для успешного обучения чтению и грамоте в начальных классах.
Список литературы:
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР». С-Пб. : КАРО, 2005г.
2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996г.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Владос, 2003г.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-п. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1982г.
6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.
7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии». С. -Петербург «Образование» 1994 г.
8. Лопухина И. Логопедия (речь, ритм, движения). Спб. : «Дельта», 1997г.
9. Макарова Н. Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.
10. Новиковская О. А. «Логоритмика». С-Пб. : КОРОНА принт, 2005г.
11. Овчинникова Т. С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой дошкольного возраста с недоразвитием речи». С-Пб., 2006г.
12. Программа Филичевой Т. Б. «Программа воспитания и обучения детей речи»». Москва, 1984г.
13. СанПиНы.
14. Таран В. Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.
15. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655
16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада». М. : Альфа, 1993г. (2 год обучения)