Дементьева Татьяна Александровна
Перспективное планирование занятий по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по театрализованной деятельности
Методические пояснения
В пособии даны игры-занятия с сентября по май, всего 36 занятий, при работе один раз в неделю. Занятия выстраиваются по принципу - от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом (например, над сказкой, повторное использование игр на разных занятиях. Применяются различные формы: игры разминки, упражнения, этюды, игры импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировка, игры-хороводы, спектакли.
Публикация «Перспективное планирование занятий по театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для удобства работы над сказкой, спектаклем тексты в сценарии построены в форме диалога. В пособии представлены различные виды театра кукол : настольный, с использованием ширмы, пальчиковый, на фланелеграфе. Особенное внимание взрослого при исполнении сюжета в кукольном театре обращено на интонационную сторону (в настольном, пальчиковом, на фланелеграфе).
Работа систематизирована таким образом, чтобы на каждом занятии воспитатель стимулировал речевую, двигательную, интонационную, творческую активность детей.
Значительное место в пособии отводиться произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм. Они развивают эмоциональную сферу ребёнка, открывают целую галерею привлекательных образов (детей, животных, птиц, игрушек). Соблюдён принцип сезонного проживания времени детьми, то есть в комплексе занятий отражены времена года, что позволяет детям ощущать движение жизни.
Цель: развивать интонационную выразительность речи. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески воспроизвести его в сценках, театральных действиях.
Задачи:
1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.
2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.
4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.
6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.
7. Поощрять инициативу, творчество.
8. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Методы
• метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ;
• метод активного восприятия, позволяющий накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
Месяц № Тема Содержание
Сентябрь 1. Беседа «Что такое театр» Дать детям представление о театре, воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2. Рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми (Пальчиковый театр) Вспомнить с детьми персонажей сказки и их действия;
развивать интерес к игре; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.
3. Игра-ситуация «Жили гуси у бабуси» Дать детям положительный заряд эмоций; учить следить за ходом изображаемого взрослым сюжета, вовлекать в беседу по его содержанию.
4. Игра-импровизация. Мини-сценка «Старик-Лесовичок» Побуждать к активному участию в театрализованных играх; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; развивать творческую фантазию; развивать интонационную выразительность речи
Октябрь 1. Показ настольного театра «Репка»
Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность речи;
2. Весёлая пантомима. «Немой диалог», «Загадки без слов» Развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение
3. Игра-викторина «Узнай сказку по иллюстрациям». Закрепить знания дошкольников о сказках.
4. Игра-инсценировка
народной сказки «Колобок» с использованием театра-масок Продолжать учить детей слушать сказку, вызывать у детей интерес к сказке, к ряженью; способствовать активизации речи.
Ноябрь 1. Расскажи стихи руками. Побуждать детей к импровизации.
2. Игры на развитие выразительной мимики. Учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
3. Загадки о сказках и сказочных героях Уточнять представления детей о загадках, закреплять знания о характерных признаках сказочных героев; воспитывать любовь, уважение к сказкам и сказочным персонажам, воспитывать усидчивость.
4. Рассказывание сказки «Теремок»
с показом на фланелеграфе Устанавливать межличностные контакты; создание в группе благоприятного микроклимата; отрабатывать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую форму речи; пробуждать интерес детей к театрализации; развивать умение имитировать голоса и характерные движения животных; воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия.
Декабрь 1. «Веселый счёт». Игра «давайте хохотать». Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» Развивать интонационную выразительность речи, монологическую речь; развивать навыки импровизации; побуждать к участию в театрализованных играх;
2. Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…», И. Жукова «Киска». Развивать пантомимические способности, любовь к животным.
3. Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга». Развивать фантазию, образное мышление, умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок.
4. Чтение и рассказывание сказки «Три медведя» (Настольный театр). Учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить применять образные выражения, говорить красиво и правильно; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; развивать творческие способности, память, воображение; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Январь 1. Культура и техника речи. Работа над скороговорками. Тренировать правильное четкое произношение, развивать правильное речевое дыхание.
2. Ритмопластика. Этюды: «Лисичка подслушивает», «Баба-яга». Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение героев сказок.
3. Чтение сказки «Красная шапочка» Познакомить детей со сказкой; учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей; обогащать словарный запас детей; упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос; поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос; воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.
4. Теневой театр «Красная шапочка» Продолжить развивать интерес к театральному искусству.
Февраль 1. Основы театра. Познакомить детей с устройством театра, зрительного зала и сцены.
2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но покажем», «День рождение. Учить действовать согласованно; уметь ориентироваться в пространстве; развивать фантазию
3. Раз, два, три, четыре, пять- вы хотите поиграть? Игра «Театральная разминка». Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке; активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест».
4. Настольный театр. (Конусный «Три поросёнка») Активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к театру, умение работать в команде.
Март 1. Весна, весна-красна! Представление в русских народных костюмах. Исполнение частушек. Давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству; развивать фантазию и память; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами.
2. Театральная игра. Игра «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета», «Кругосветное путешествие». Продолжать развивать воображение, фантазию детей; развивать умение оправдывать свое поведение.
3. Ритмопластика. Упражнение «Ритмический этюд», танцевальная импровизация. Развивать чувство ритма.
4. «День театра». Развлечение «В мире сказок». Развивать литературную речь детей, привлечь внимание к выразительным средствам (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, умения чувствовать красоту и волшебство сказки; упражнять в умении находить и объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой и другими произведениями; приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; развивать способности использовать выразительные образы героев сказок.
Апрель 1. «Поиграем с пальчиками». Разыгрывание детьми знакомых сказок с помощью пальчикового театра. Знакомство с пальчиковым театром; освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие чувства ритма и координации движений; отрабатывать умение детей разыгрывать сказки с помощью пальчикового театра.
2. «Незнайка в театре». Беседа- игра: «Поможем Незнайке правильно вести себя в театре». Разыгрывание мини- сценки: "Лиса" И. Петрова. Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.
3. Культура речи и техника. Упражнение «Спать хочется», «Шутка». Совершенствовать умение пользоваться различными интонациями.
4. Драматизация сказки «Волк и козлята» (Куклы Би-ба-бо). Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.
Май 1. Наши развлечения»
Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта и выразительно их рассказывать.
2. «Театральная азбука». Беседа с детьми о театральных понятиях- сцена, занавес и т. д., Упражнение «Нам грустно», «Нам весело». Знакомство с театральными терминами; активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т. д. ; продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”; развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.
3. Речевая игра «Как у бабушки Наташи». Танец-фантазия «Дискотека кузнечиков». Познакомить детей с весенними приметами; отвечать на вопросы полными предложениями; создавать благоприятные условия для импровизации детей; развития творческих способностей.
4. Итоговое развлечение. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”. Упражнение «Волшебный сон». Совершенствовать диалогическую форму речи; вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы; закрепить название театральных профессий; развивать внимание, память, воображение.