Евгения Кривошлыкова
Планирование по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции разных видов деятельности
Проектирование предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с родителями
Счастливое
детство - Беседа «Вода-помощница». Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха.
- Игра – экспериментирование с водой «Игрушки прячутся». Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, непрозрачная. Подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет.
Публикация «Планирование по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Посадка лука, петрушки, укропа на огороде. Рассматривание семян. Сравнение с луковицей.
-Экспериментирование с зеркалом «Солнечные зайчики»
-игрушки из киндерсюрприза;
- стаканы с чистой водой;
-краски гуашь;
- Д/и «Узнай и назови»;
- Огородный инвентарь (лопатки, грабли, совки, лейки)
-Зеркала маленького размера
- Стендовая информация: «Значение экспериментирования в развитии ребёнка».
- Привлечение родителей к благоустройству клумбы.
Люби свой край и воспевай
- «Что прячется в старинном сундучке?» (Исследование веретена, рушника, шкатулки, солонки и т. д.)
-Поход в мини-музей детского сада.
-настольные игры: «Разрезные картинки»,
«Краеведческое лото»
-пластилин
- макет русской избы с печью, колыбелью, лавками,
-подборка иллюстраций «Русский быт» - Предложить родителям посетить вместе с детьми Краеведческий музей.
Весёлое лето -Исследование «Такой разный песок». Закреплять свойства песка в сухом и мокром состоянии.
- Песочные рисунки. Дать детям представление о том, что песок сыпучий и им можно рисовать.
- Можно ли рисовать с помощью песка?
Вывод: песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.
- Конструирование из песка «Тоннели и мосты»
-песок обычный сухой, мокрый,
-песок цветной
-Подготовка песка для работы - просеять, просушить, можно подкрасить.
-Стендовая информация «Оздоровление детей
в летний период»
-Беседы и оформление в папку – передвижку «Значение воды в жизни человека, животных и растений»
Живая природа -Д/ и «Природа – это…»
- «В поисках насекомых».
- Беседа: Где прячутся насекомые?
Рассматривание и сравнение насекомых через лупу.
-Наблюдение за цветами на клумбе, лужайке.
-Почему почву называют «живой»? Кто живёт в почве?
- Что произойдёт с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем.
-Проблемная ситуация «Если я сорву цветок…»
- Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?
Опыт: «Животворное свойство воды». Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды.
Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.
-глина для лепки дождевых червей и комков.
-игрушки-насекомые;
- образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой;
- картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь)
-Видеофильм «Живая природа
-природный материал; - Предложить родителям сходить в лес, посмотреть муравейник и рассказать об их пользе.
- Беседа: «Друзья человека» (о растениях, очищающих воздух)
Моё творчество
-Игры с водой и мыльной пеной. Рисование красками по мокрому листу.
-Коллаж «Вот оно какое – наше лето!» с использованием природного материала.
- Рисование мелками на асфальте, палочками на земле сюжетных рисунков.
- Эксперимент: разукрашиваем белый платочек в яркие краски для куклы. -
-Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спилы и листья деревьев, мох, семена
-мыльные пузыри.
Консультация по использованию нетрадиционных техник в изодеятельности
«Ребёнок в мире творчества»
- Конкурс на лучший головной убор для защиты от солнца!
Здоровье и спорт -Где находится воздух? Сколько времени можно не дышать?
- «Каша - здоровье наше». Познакомить детей со свойствами круп (сухая - твердая, в воде разбухает, мягкая, съедобная, полезная, вкусная).
Рассматривание по цвету, форме, сыпучести. В готовом виде горячая и холодная.
Побуждать определять на вкус кашу.
- Исследование спортивных снарядов для летних игр «Что из чего сделано, и как использовать».
- Просмотр мультфильма
«Геркулес». Чтение «Каша из топора».
-Крупы: гречневая, рисовая, пшенная, геркулесовая.
-Вода, молоко, сосуды, тарелки и ложечки. - Стендовая информация «Занятия с детьми на свежем воздухе».
- Консультация “Влияние занятий по плаванию на психологический комфорт детей”
Неделя игры и игрушки Эксперимент «Черный ящик».
Познакомить детей с определением формы и материала предметов тактильно (металлические, деревянные,пластмассовые, круглый,квадратный,гладкий,шершавй,мягкий,твердый).
Эксперимент «Чудесная глина». Закреплять свойства: сухая - мокрая, твердая- мягкая, плотная, тяжелая. Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные предметы могут разбиться,
- Предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы,
- черный ящик.
- Документальный фильм «Глиняный горшочек».
-глиняные игрушки,
-посуда из глины - Мастер-класс по лепке из глины.
- Конкурс «Игрушки – самоделки для игр с песком».
«Такие разные звуки»
- Беседа «Как появляется песенка?»
-Слушание «Звуки природы»
-Опыт: «Шуршащая или поющая бумага».
- Может ли бумага издавать звуки, петь? Ход: Взять бумагу и выполнять движение «стирка белья. Бумага шуршит, скрипит).
Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.
- Экспериментирование:
1. «3вучит — не звучит». Ход: На столе лежат ложки из дерева, пластмассы, металла. Из чего они сделаны?
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.
- Отгадывание загадок о музыкальных инструментах, обследование музыкальных инструментов.
- Музыкальные инструменты,
- пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев;
-пластмассовая пластина небольшой величины;
-ёмкость с водой, камешки;
- ложки деревянные, металлические,
пластмассовые
- Приобщение к организации
выставки детских музыкальных инструментов в группе.
- Сбор бросового материала для изготовления «шумелок».
Консультация «Влияние музыки на оздоровление детей»
«Воздух-невидимка и волшебница вода».
- Беседа «Вода – источник жизни».
- Проблемная ситуация «Если б не было воды…»
-Рассказать о существовании пресной и солёной воды.
-Наблюдение: «Цветы на клумбе-политые и неполитые»
-Экологическая беседа «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
- Опыт с водой «Очистка воды фильтрами».
- Проблемная ситуация «Как можно увидеть и почувствовать воздух?
- Опыт «Воздух двигает предметы». Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы1. Сделать с детьми лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2. Подуть на перышко.
3. Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
-Опыт. Дать детям представление о том, что «воздух можно увидеть в воде».
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в ёмкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
- большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
- шары воздушные,
-раскраски «Рыбки»,
- иллюстрации «Где в природе есть вода?»
«Обитатели водоёмов»;
-модели «Состояние воды»;
- ёмкости с водой,
- камешки;
- мыльные пузыри;
- пустые прозрачные пакеты;
- п/и «Ловим воздух пакетами»,
«Под зонтом», «Рыбаки и рыбки», «Караси и щука»
- игра «Чей кораблик быстрее приплывет к берегу»
-«Кто быстрее соберёт кораллы».
- конструктор для моделирования кораблей, подводных лодок;
- Предложить организовать поход или поездку в выходной день к роднику (реке, озеру).
- Папка-передвижка «Водные просторы России».
- Стендовая информация:
«Элементарные опыты и эксперименты с водой и воздухом».
«Незнайка пришёл в гости»
«День камня». Незнайка приходит с вопросом «Откуда берутся камни?» Уточнять и расширять знания о камнях.
- Исследование камней (форма, структура рисунка, вес). Обозначить свойства камня (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый)
- Опыт с камешками и водой «Наверх»
- Выставка «Живые камни» (Уголь, мел, известняк, ракушки, жемчуг)
- Д/и «Найди камень по описанию».
«Мы – фокусники».
- Опыт «Откуда берется дождь?» Выявить, откуда берётся дождь. Ход: Сначала дети рассматривают губку, потом опускают в ёмкость с водой, сжимают её, делают «дождь» и «сильный дождь».
- Кукла Незнайка,
-коллекция камней, мел,
- украшения из камней
- альбом «Камни»,
- фотографии с изображением клумб, украшенных камнями.
- стаканы с водой,
- варёное яйцо - образцы
- губки поролоновые,
- выкладывание рисунков, узоров из камней.
- фотографии «Как горожане украшают клумбы с использованием камней»,
- игра – состязание «Царь горы».
- Д/и «Угадай на ощупь»
- литература: А. Барто «Раковина», П. Бажов «Серебряное копытце», Н. Сладков «В горах».
-сделанные из бумаги цветы - Рассмотреть и обсудить с детьми состав дороги от сада до дома.
-Консультация
«Занимательные опыты и эксперименты с детьми»
«Летние забавы» - «Дни песка и глины». Систематизировать знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т. д., глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду);
- Эксперимент: «Песочные часы».
Понаблюдать с детьми, через какую воронку песок сыплется быстрее и почему.
«День солнечного лучика».
-Где ночует Солнце? Помочь Незнайке понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами). Вывод: зеркало, или ровная блестящая поверхность отражает луч света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние.
Эксперимент «Откуда радуга берётся?».
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Ход: Поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найти положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
- Фея Песка и Песочный Гномик;
- игрушка «Солнце»
- сухой песок,
- песочные часы,
- 2 бумажные вороники
- две прозрачные банки (бутылки,
-мелкие игрушки по количеству детей,
- стаканчики
- палочка.
-лист белого картона - «Шаробумс» - развлечение с мячами и шарами.
-огородный инвентарь
-П/и «Волшебное лукошко»
Взять песочные часы. Детям надо по очереди добежать до лукошка и руками отыскать игрушку из песка. Какая команда больше игрушек найдет. Как песок высыпался, время заканчивается, и считают игрушки.
-Мастер-класс «Изготовление поделок из природного материала»
-Памятка
«Список вещей, необходимых на отдыхе с ребёнком»
-Представление фотовыставки «Юные экспериментаторы»
«Азбука безопасности»
- Беседа «Если в доме пожар, беда - набирай один, один, два».
-Проигрывание ситуаций: «В доме возник пожар». Обучать детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
- «День ПДД».
Сюжетная игра
«Сдача экзамена на право управления велосипедом, самокатом»
-Расту здоровым!
Беседа: «Опасности в быту»
Практикум «Если ты поранил палец»(познакомить детей с порядком обрабатывания ранки)
-Беседа «Какие опасности таит в себе плохая погода?»
- Почему опасно играть с сухим песком в ветреную погоду?
-Опыт «Ветер - невидимка». Дети рассматривают банку с насыпанным тонким слоем песка. Вместе с взрослым создают ураган – сильно разбалтывают банку и выясняют, что происходит и почему. Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
- Игра-эксперимент «Одень летом теплые сапоги».
-Кукла-пожарный,спасатель
-кукла – милиционер,
-картинки на противопожарную тематику,
- картинки на тему ПДД,
- вертушки,
-изображение радуги,
- магнит.
- Д/и «Говорящие знаки».
-Д/и «Польза-вред»
- П/и «Конь-огонь».
-Д/и «Пожароопасные предметы».
- Слушание музыкальной сказки «Кошкин дом».
- Д/и «Найди металлические предметы».
-Телефонная игра «Звонок в «Скорую помощь»
-Памятка:
«Соблюдение правил безопасности при экспериментировании дома».
-Стендовая информация: «Обеспечение безопасности ребенка в летний период»
«Летние путешествия» «День цветов :декоративные и дикорастущие»
- Заготовка для гербария цветов с клумб всех участков детского сада.
- «Лето в огороде и в саду»
- Наблюдение и уход за растениями в огороде. Листики у всех растений разные на ощупь и по форме.
-Опыт. Все цветы пахнут по-разному. (закреплять представления о запахах)
- Цветик-семицветик из бумаги
- огородный инвентарь;
- картинки, иллюстрации «Лекарственные травы,
«Луговые и полевые цветы»
- пищевые и натуральные красители,
- ёмкости для воды,
- лупы;
-картинки с ягодами;
- Д/и «Что где растет».
- Сбор растений для гербария.
- Д/и «Разбери ягоды» Рекомендовать показать детям, как взрослые подготавливают овощи для приёма их в пищу.
«До свидания, лето!» - «В гостях у лета».
-Эксперимент «Таинственные стёкла»
Посмотреть вокруг себя в цветные стекла. Вывод: все вокруг нас меняет цвет, если посмотреть в цветные стекла. Цвета меняются при наложении полосок друг на друга.
-Исследование «Как образуется тень?» Рассмотреть тень на улице: днём от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности.
- «День Нептуна».
-Эксперимент «Фонтанчики». Ход: Налить воду в бутылку с закрытыми дырочками, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан.
Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет. Игры с водой, песком.
«Путешествие в мир дерева, бумаги»
-Игра-эксперимент «Тонет – не тонет». Дать детям представление о свойстве деревянных предметов - плавучесть.
-Опыт: «Вода и бумага»
Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размокает и рвётся в руках детей.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Д/и «Из чего сделано?», «Найди пару»
- Полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки,
- пустая бутылка с дырочками и вставленными в них гвоздиками со шляпками (опыт «Фонтанчики») ;
- различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные и железные предметы.
- мелкопорезанная бумага, бумажный кораблик, бумажный самолет.
-Стенгазета «Много радости и света подарило это лето!».
- Совместное детско-родительское развлечение «Лето-это маленькая жизнь»