Зубкова Светлана Вячеславовна
Перспективное планирование деятельности кружка «Любознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Тема Задачи Форма организации
Сентябрь
1. Путешествие в «Страну шахмат». Познакомить детей с шахматной доской (рождение, история развития шахмат). Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Практическое занятие по теме «Шахматная доска». Чтение сказок «Шахматный теремок». Стихи, загадки.
Отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки».
Практическое занятие по теме «Шахматная доска».
2. «Страна шахматных чудес»
Публикация «Перспективное планирование деятельности кружка „Любознайка“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Учить различать количественный и порядковый счет в пределах 20 используя шахматные фигуры. Закреплять представления о числах и цифрах от 0 до 10 на основе сравнения двух множеств (царство белых и черных фигур). Д/и «Торопись, да не ошибись»
«Какой фигуры не хватает?».
«Шахматное лото».
3. «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей, вызвать у детей интерес к шахматам расширить кругозор детей. Игра «Ряд». Предложить ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей.
Провести конкурс – кто быстрее расставит пешки, называя вслух поле.
Октябрь
4. «На шахматной планете»
Закреплять представления о числах и цифрах на основе сравнения двух множеств (шахматные фигуры) Закрепление счета в пределах 20.
Закрепление названий шахматных фигур. Продолжать учить ориентироваться на шахматной плоскости.
Развивать память, внимание и мышление. Д/и «Набери код»
Д/и «Путаница»
Д/и «Рассели фигуры»
Д/и «Какой фигуры не стало?»
Д/и «Исправь ошибку»
Д/и «Назови соседей»
5. Знакомство с пешкой.
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.
Практическое занятие по теме «Пешка». Чтение сказок «Шахматный колобок»
Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».
Практическое занятие по теме «Пешка».
Мероприятие «Праздник пешки».
6. «Поход маленькой пешки» (равенства, неравенства)
Учить решать шахматные задачи, записывать решение шахматных задач с помощью математических знаков, цифр. Закреплять умение делать из неравенства равенство с помощью шахматных фигур. Дидактические задания и игры
"Волшебный мешочек", "Угадайка"
"Секретная фигура", "Угадай",
"Что общего?"
7. Прямолинейная бесхитростная фигура» - знакомство с ладьёй. Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. Игры «Лабиринт», «Перехитри человека», «Тайны шахматной доски» Практическое занятие по теме «Ладья».
Ноябрь 8. «Шахматный теремок» Продолжать формировать понятия о величине, ширине, высоте, толщине употреблять сравнения (большой, меньше, еще меньше, самый маленький; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий) с помощью шахматных фигур. Игра «Какая фигура выше»
Д / И «Найди пару»
Д / И "Кратчайший путь ферзя"
Аппликация «Шахматная фигура ферзь»
9. Знакомство с фигурой –слон знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки».
Дидактические игры «Захват контрольного поля»
Практическое занятие «Игра на уничтожение».
10. «Путешествие слона»
Величина Учить измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах (длина шахматной доски, высота фигуры).
Развивать представления о том, что результат измерения зависит от величины условной меры. Игра «Измерь линейкой»
«Поставить все фигуры по высоте»
Игра «Назови соседей»
Задания в тетради: «Укажи стрелками ходы слона».
11. «Могучая фигура ферзь». Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Д /И «Перехитри часовых»
Д / И «Сними часовых»
Д / И «Атака неприятель ной фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру»
12. «Прогуляйся по улице»
Величина Учить изображать отрезки заданной длины с помощью линейки. Развивать глазомер. построение графических схем «Ход ферзем»
Д / И «Что больше»
Графический диктант
«Ферзь»
Декабрь
13. «Прыг, скок и вбок» - знакомство с конём. Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Эстафета, кто быстрее расставит все фигуры и пешки.
Провести задачи – упражнения на ход коня – «Захват контрольного поля», Практическое занятие «Игра на уничтожение».
14. «В гостях у геометрических фигур» Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция). Продолжать учить рисовать символические изображения шахматных фигур с помощью геометрических фигур в тетради в клетку. «Сосчитай, сколько на рисунке шахматных фигур»
«Сложи шахматную доску»
Практическое задание в тетради «Нарисуй шахматную фигуру»
15. Король
Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Викторина по вопросам из «Шахматной шкатулки».
Игры «Лабиринт»,
«Перехитри человека»,
«Кратчайший путь».
Партия.
16. «Шахматный король»
Закрепление счета в пределах 20.
Закрепление умения делить число 10 на две части.
Закрепление названий шахматных фигур и правил движения короля. «Поставь короля на её поле», «Покажи способы хода короля», «По каким клетка может ходить король».
Январь
17. Знакомство с понятиями «шах», «мат», «пат».
Объяснить детям эти понятия, учить их сражаться до конца, не падать духом, продолжать учить играть всеми фигурами. «Дай открытый шах»
«Мат или не мат»
«Пат или не пат»
Шахматные соревнования
18. «Черно- белое королевство»
Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание используя шахматные фигуры. Учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска); располагать предметы и их изображения в указанном направлении. «Заштрихуй общую часть фигур»
«Сосчитай, сколько на рисунке шахматных фигур.
«Составь задачу с помощью шахматных фигур»
«Доставь письмо (шахматную фигуру) по адресу.
19. Разновидности шахов
Познакомить детей с разновидностями шахов: простым, вскрытым, двойным, вечным. Дидактическая игра «Два хода».
Какие ходы «хорошие», какие «плохие»
Февраль
20. Необычайные приключения пешки»
Ориентировка во времени Закреплять представления о времени: его текучести, периодичности. Закреплять и углублять представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах. Знакомство с шахматными часами. Игра – головоломка «Чудесный круг»
Д/и «Весёлые часы»
Д/и «Рассели числа в домик»
Коллаж «шахматные часы»
21. Рокировка Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.
Дидактическая игра «Два хода». Какие ходы «хорошие», какие «плохие»
Практическое занятие по теме «Рокировка».
22. «Путешествие пешки во времени»
Ориентировка во времени Продолжать учить устанавливать различные временные отношения. Учить пользоваться в речи словами - понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Д/и «Рассели числа в домик»
Практическое задание «Угадай, когда это было»
23. Повторение
Закрепить понятия: Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют». Викторина по шахматным терминам.
Шахматные турниры
«Игровая практика»
Март 24. «Путешествие во времени»
Ориентировка во времени Знакомить с часами (стрелки, циферблат). Учить определять время с точностью до получаса. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствие со временем. Игра – головоломка «Чудесный круг»
Д/и «Весёлые часы»
Д/и «Строим город»
Практическое задание «Рисуем циферблат»
25. Легенда о «Непобедимом». Как играть дебют? Учить играть всеми фигурами из начального положения. Викторина по шахматным терминам.
Шахматные турниры
«Игровая практика».
26. «Путешествие к спрятанному кладу».
Ориентировка в пространстве Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, за, между, рядом). Д/и «Лабиринт»
Д/и «Путаница»
Д/и «Торопись, да не ошибись»
Д/и «Посели фигуру в свой дом»
Практическое задание «Найди клад» Лабиринты.
27. Тактические приемы Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.
Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами».
Шахматные турниры «Игровая практика», «Белая ладья». Викторина по шахматным терминам.
Шахматные турниры
«Игровая практика»
«Турнир с родителями», «Белая ладья».
Апрель 28. «Путешествие в страну Сообразилию».
Ориентировка в пространстве Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Д/и «Динамические картинки»
Д/и «Детское домино»
Д/и «Путаница»
Решение логических задач с помощью шахматных фигур».
29. Спасительница – оппозиция» Шахматная партия. Учить играть всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, кем лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». Провести задачи – упражнения на ход коня – «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».
Шахматные соревнования
30. Конь против ферзя, ладьи, слона
Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. Д/и «Волшебный мешочек». Дид/задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру".