Галина Оюн
Пересказ сказки «Петух и собака» методом моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
использование приемов моделирования при развитии речи детей старшего возраста.
Задачи:
Образовательные:
- формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы;
- учить подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным (лиса, собака);
Публикация «Пересказ сказки „Петух и собака“ методом моделирования» размещена в разделах
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Петух, петушок. Все материалы с петухами
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Темочки
- развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде; закреплять знание об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода, закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;
- упражнять детей в подборе слов, сходных по звучанию, в заданном ритме.
Развивающие:
- развивать воображение, речевое внимание, мышление;
- развивать умение составлять из частей целое.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательного отношения друг другу на примере героев сказки;
- воспитывать любовь к сказкам.
Методические приемы:
Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, графических схем, лексико-грамматические упражнения по тексту сказки.
Оборудование:
Графические схемы, магнитная доска, картинки, мягкие игрушки, собака из театра бибабо.
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Петух и собака»
- Изучение лексической темы «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы».
- Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
- Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.
Содержание организованной деятельности.
1. Организация начала занятия.
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
Природе скажем мы: «Пусть утро будет ясным!»
Здравствуйте, в саду ребята!
Солнце, небо и зверята
Утро доброго всем вам!
2. Подготовка к восприятию текста.
- Ребята, отгадайте загадку:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
- Почему так думаете? (Дети отвечают)
Какие бывают собаки? (Большие, маленькие, мохнатые, пограничные, пожарные).
- Какие по характеру бывают собаки? (Добрые, злые, шустрые).
- Кто такой щенок?
- Что умеют делать собаки? (Лаять, сторожить, бегать).
А теперь послушайте другую загадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
- Почему вы так думаете? (Ответы детей).
- Опишите лису, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая).
- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно). - Что она делает? (Подкрадывается, ступает неслышно).
- А когда лиса, увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится).
- Лиса ражая, пушистая. Про кого еще можно сказать, рыжая, пушистая? (Белка, собака, кошка). Про можно сказать: рыжий, пушистый? (Лисенок, бельчонок, котенок, щенок)
- Вспомните, о каких предметах можно сказать: большое, пушистое? (Одеяло, полотенце).
3. Чтение сказки «Петух и собака»
4. Беседа по содержанию сказки.
- О чем говорится в этой сказке? (Ответы детей).
- Где остановились на ночлег петух и собака? (Петух взлетел на сук. Собака залезла в дупло).
- Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? («И перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий).
- Как она с ним разговаривала? (Ласково, хитро).
- Что петух ответил лисе? (Ему нельзя одному идти, у него товарищ, он ночует в дупле).
- Чем закончилась сказка? (Лиса кинулась в дупло, а собака поймала и разорвала её).
5. Игра с собакой.
- Ребята, к нам пришла необыкновенная собака. Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, она ответит. Если ребенок неправильно образовал форму слова, собака молчит. Воспитатель поощряет ребенка, чтобы он образовал форму верно: ртов, бровей, ушей и т. д.
6. Игра «Я начну, ты закончи»
- Дети, я начну, а вы закончите строчку так, чтобы получилось складно.
Ты, лисичка, где была? (На лугу цветы рвала).
Ты, лисичка, где гуляла? (Я цветочки собирала).
7. Повторное чтение сказки. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
- Я прочитаю сказку ещё раз. Постарайтесь её запомнить, схемы вам в этом помогут.
8. Пересказ сказки по графическим схемам. Развитие связной речи, памяти.
Дети пересказывают сказку по цепочке. Затем один ребенок повторяет сказку целиком.
9. Итог. Оценка работы детей.
- Чем занимались?
- Чему научились?
- Что запомнили?
Использованная литература:
1. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет»: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. - Издательский центр «Вентана-ГраФ», М. 2010. - 272 с.
2. Лебедева Л. В., Козина И. В. и др. Обучение дошкольников пересказу. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 80 с.