Алла Шпортяк
Пересказ рассказа В. Драгунского «Он живой и светится» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 21 «Рябинка»
Пересказ рассказа В. Драгунского «Он живой и светится»
Подготовила
воспитатель Шпортяк А. В.
Мытищи 2020 г.
Публикация «Пересказ рассказа В, Драгунского „Он живой и светится“ подготовительная группа» размещена в разделах
Пересказ рассказа В. Драгунского «Он живой и светится»
(подготовительная группа)
Цель: Развивать связную речь
Задачи: Учить пересказывать связно, последовательно по частям. Учить понимать суть произведения, отвечать на вопросы по содержанию, правильно составлять предложение, выразительно передавать разговор действующих лиц.
Словарная работа: Брынза — вид сыра, Гватемала и Барбадос — редкие марки.
Ход ООД
Отгадайте загадки.
Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонёк.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку … Светлячок
Вёз песок, гудел, пылил
На горе забуксовал.
Сам с себя песок свалил
Ведь машина Самосвал
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться.
Лето
Кто от бед оберегает
И целуя, обнимает?
В книжках учит разбираться,
Не даёт вам баловаться?
Очень вкусно щи готовит,
Никогда не сквернословит?
Мне ответьте детки прямо.
Кто вас нежно любит? … МАМА
Хорошо, молодцы! Я хочу познакомить вас с рассказом, который написал писатель В. Драгунский. Вот его портрет. Это рассказ о маленьком мальчике Дениске, его друге Мишке.
Первый раз педагогу необходимо прочитать текст целиком, чтобы дети восприняли суть произведения и получили эстетическое удовольствие.
Физкультминутка
Пересказ по частям.
Воспитатель читает небольшой фрагмент, затем ставит вопросы по его содержанию.
Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте или в магазине или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было. И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака - они были похожи на бородатых стариков. Мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.
Вопросы к 1-й части
• Почему однажды мальчик остался один вечером во дворе? (Вопрос- рассказа.)
•На кого, по мнению мальчика, были похожи большие темные облака? (Воспитатель рассуждение.)
•О чем думал мальчик, сидя на песке? (При ответе дети обращаются к тексту учит детей находить в тексте сравнения и употреблять их в собственной речи.)
•Как бы ты озаглавил эту часть рассказа? (Задача педагога - учить детей видеть в тексте главное.)
И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал: - Здорово! И я сказал: -Здорово! Мишка сел рядом и взял в руки самосвал. - Ого! - сказал Мишка. - Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой? Я сказал: -Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом. Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее. Я смотрел на ворота, чтобы не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила тетю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лег на песок. Тут Мишка говорит: - Не дашь самосвал? Я говорю: - Отвяжись, Мишка! Тогда Мишка говорит: -Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса. Я говорю: -Сравнил Барбадос с самосвалом. А Мишка: -Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг? Я говорю: - Он у тебя лопнутый. А Мишка: - Ты его заклеишь. Я даже рассердился : -А плавать где? В ванной? По вторникам?
Вопросы ко 2-й части
•Кто пришел во двор и нарушил одиночество героя рассказа? (Друг Мишка.)
•О чем разговаривали мальчик с Мишкой? (О самосвале, который был у мальчика.)
• Что попросил Мишка у мальчика? (Самосвал.)
• Чем Мишке понравился самосвал? (Ответ может строиться на тексте рассказа или на собственном понимании и восприятии жизни.)
• Почему мальчик не хотел расставаться с самосвалом? (Здесь ребенку предлагается порассуждать, опираясь на художественный текст.)
• Как бы ты озаглавил эту часть рассказа?
А потом говорит: -Ну, была не была! Знай мою доброту! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки. -Ты открой ее, - сказал Мишка, - тогда у видишь! Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло -зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках. - Что это, Мишка, - сказал я шепотом, - что это такое? - Это светлячок, - сказал Мишка. – Что, хорош? Он живой, не думай. Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму. И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека. И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит мое сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать. И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.
Вопросы к 3-й части
•Что предложил Мишка в обмен на самосвал? (Светлячка.)
•Чем понравился мальчику светлячок? (Ребенок должен объяснить позицию мальчика.)
•Почему мальчик обменял светлячка на самосвал? (Вопрос-рассуждение.)
•Как бы ты озаглавил эту часть рассказа?
Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила: - Ну, как твой самосвал? А я сказал: - Я, мама, променял его. Мама сказала: - Интересно! А на что? Я ответил: -На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет! И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледнозеленую звездочку. Потом мама зажгла свет. - Да, - сказала она, - это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? - Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете. Мама пристально посмотрела на меня и спросила: -А чем же, чем же именно он лучше? Я сказал: -Да как же ты не понимаешь! Ведь он живой! И светится!
Вопросы к 4-й части
•О чем мама спросила мальчика, когда они пришли домой и поужинали?
(О самосвале.)
• Как отнеслась мама к тому, что мальчик обменял самосвал на светлячка?
(С любопытством. Учите детей делать выводы на основе прочитанного.)
• Как мальчик объяснил свой поступок? (Отвечая на вопрос, дети должны рассуждать над тем, что значил светлячок для мальчика.
•Как бы ты озаглавил эту часть рассказа?
Конец ООД
Променяли бы вы игрушку на светлячка? (Ответы детей.)
О чем заставил вас задуматься рассказ В. Драгунского «Он живой и светится»?
– С кем из героев рассказа вы бы хотели дружить? Почему?