Немцева Анна Николаевна
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Образовательные:
• учить детей последовательно и логично рассказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.
Развивающие:
• развивать умение детей целостно и эмоционально воспринимать произведение;
• развивать связную речь;
• развивать монологическую форму речи;
• развивать мышление, память.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к чтению произведений о жизни диких животных;
• воспитывать умение не перебивать взрослых и детей;
• воспитывать заботливое отношение к животным;
• воспитывать интерес к художественной литературе.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: портрет В. Бианки, картинки с изображением медведицы и медвежат, графические схемы по рассказу.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево, вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Я приглашаю вас на прогулку в лес.
Воспитатель: Повторяйте за мной.
Нас позвали мишки в гости. (Качаем головой)
И пошли мы по дорожке. (Дети идут друг за другом)
Топ-топ. (Останавливаемся, топаем на месте)
Прыг-прыг. (Прыгаем)
Видим дерево высокое. (Руки вверх поднимаем)
Видим озеро глубокое. (Садимся на корточки)
Птицы песенки поют. (Хлопаем в ладоши)
Зернышки везде клюют. (Топаем одной ногой)
Тут клюют и там клюют. (Топаем другой ногой)
Никому их не дают. (Ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)
В гости к мишкам мы пришли.
Дверь в избушке мы нашли,
Постучали: раз-два-три. (Постучать кулаком о ладонь)
Поскорей нам отвори! (Сжимаем и разжимаем кулаки)
Воспитатель: В лесу живут разные звери. Узнайте, о ком я говорю.
Косолапый…(медведь)
Трусливый…(заяц)
Ловкая…(белка)
Хитрая…(лиса)
Воспитатель: А кого из зверей называют хозяином леса? (Медведя)
Воспитатель: Назовите медвежью семью. (Медведь, медведица, медвежата, медвежонок)
Воспитатель: Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, охотник!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. В. Бианки.
Воспитатель: Ребята, я сейчас прочитаю вам рассказ В. Бианки «Купание медвежат», а потом мы попробуем его пересказать.
Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник)
Воспитатель: Давайте, кто ни будь, из вас будет медведицей, а это ее маленький медвежонок (Игрушка медвежонок)
Воспитатель: Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот?
(Ребенок демонстрирует)
Воспитатель: А как вы понимаете слово «удирать»? (Быстро бежать)
Воспитатель: А как в рассказе назывался очень жаркий день? (Знойный)
Беседа по содержанию:
Воспитатель: Кто шёл берегом лесной реки? (Охотник)
Воспитатель: Почему он влез на дерево? (Он услышал треск сучьев и испугался)
Воспитатель: Кто вышел из леса? (Из леса вышла большая бурая медведица и два веселых медвежонка)
Воспитатель: Зачем медведица привела медвежат на берег реки? (Купаться)
Воспитатель: Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватила медвежонка за шиворот)
Воспитатель: Почему один медвежонок кричал и барахтался? (Медвежонок кричал и барахтался, потому что медведица окунала его в воду)
Воспитатель: Почему второй медвежонок пустился удирать в лес? (Медвежонок пустился удирать в лес, потому что испугался холодной ванны)
Воспитатель: Чего надавала мама второму медвежонку? (Медведица надавала медвежонку шлепков)
Воспитатель: Какие были медвежата после купания? (Ответы детей)
Воспитатель: Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались очень довольны купанием)
Воспитатель: Почему они остались довольны? (День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых, мохнатых шубках)
Воспитатель: Чем закончилась история? (После купания медведи скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой)
Воспитатель: Медведица купает медвежонка, значит она какая? (Медведица заботливая)
Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? (Медведица любящая, внимательная)
Воспитатель: В рассказе «Купание медвежат» медвежата какие? (Ответы детей)
Воспитатель: Придумайте к слову веселые близкое по значению слово.
(Радостные, забавные)
Воспитатель: Виталий Бианки в конце рассказа пишет, что оба медвежонка остались довольны купанием, значит, медвежата какие? (Довольные)
Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили. (Поворачиваем голову вправо и влево)
Вот так, вот так – головой своей крутили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали. (Наклоны туловищем вправо и влево)
Вот так, вот так – дружно дерево качали.
И вразвалочку ходили. (Изображают)
И из речки воду пили. (Наклоны вперёд)
Вот так, вот так и из речки воду пили.
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот так, вот так кверху лапы поднимали
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
Воспитатель: Ребята, а кто хочет пересказать этот рассказ? (Ответы детей)
Выслушиваем пересказы 3 - 4 детей.
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились? (Ответы детей)
Воспитатель: Кто автор рассказа? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)