Людмила Кучеренко
Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Формировать представления детей о зиме и снежных забавах;
• Учить пересказывать художественное произведение близко к тексту с помощью мнемотаблицы;
• Развивать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полными ответами, запоминать текст;
• Воспитывать у детей доброжелательность и отзывчивость, умение сопереживать героям.
Задачи:
-связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя;
Публикация «Пересказ рассказа Н, Калининой „Про снежный колобок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Чтение и пересказ
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
-словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть;
-звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций «Зима», «Зимние забавы»;
• Чтение художественной литературы: Н. Носов «На горке», И. Суриков «Зима».
Материал: мнемотаблица с картинками по содержанию рассказа, презентация, снежинки, ёлка.
Словарная работа: снежный колобок, угольки.
Индивидуальная работа: побуждать Алину, Леру и Машу отвечать полными предложениями на вопросы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте с гостями поздороваемся. А теперь посмотрите на меня. У нас сегодня будет интересное занятие.
Предложить прослушать отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима». Сопровождать чтение показом презентации.
Воспитатель:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
- Вам понравилось стихотворение?
-Что сказано про снег, какой он?
Ответы детей.
- А что делает снег?
-Какие слова вы запомнили?
Ответы детей.
Послушайте еще раз этот отрывок.
- Вы уже умеете подбирать разные слова, чтобы было интересно слушать. Скажите, какой бывает снег.
Дети: белый, пушистый, серебристый, сверкающий…
Воспитатель: вот видите, какие красивые и выразительные слова вы вспомнили про снег. А хотите послушать интересный рассказ о детях?
Рассказ сопровождается показом слайдов:
Воспитатель: В один из зимних дней пошли ребята погулять. Они весело играли, лепили снежную бабу. Погода была солнечная, морозная. В детский сад дети вернулись в хорошем настроении.
- А как можно сказать по-другому, какие они были?
Дети: веселые, радостные, довольные, смеющиеся…
Воспитатель: Затем дети пообедали и легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели, что погода испортилась. За окном дул холодный ветер, снег слепил глаза. Какое настроение у них стало?
Дети: плохое.
Воспитатель: Какие стали дети, как можно сказать по-другому?
Дети: огорченные, растерянные, недовольные, грустные, расстроенные…
Все верно.
- А сейчас наши глаза немного отдохнут, проследим с вами за полетом снежинки.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель: Займите свои места, я предлагаю вам послушать рассказ, который написала Наталья Калинина. Называется он «Про снежный колобок».
Воспитатель читает рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». Задает вопросы детям.
Вопросы:
- Понравился вам рассказ? (ответы детей)
- Кто написал рассказ, как он называется?
- Где гуляли дети и что делали?
-Какой колобок сделал Алеша?
- Куда положил колобок Алеша и почему?
-Когда Алеша вспомнил про колобок?
-Нашел ли он его? Что случилось?
Ответы детей на вопросы.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Вы хотите поиграть? Алина, ты хочешь поиграть?
Послушайте, какое удивительное слово мы сказали. Это слово хотеть. Оно изменяется по-разному: когда мы говорим об одном человеке и когда о многих. Об одном мы скажем: я хочу, он хочет, ты хочешь. А о многих скажем: мы хотим, вы хотите, они хотят.
- Хотите вылепить снеговика? Тогда выходите.
Физминутка «Снеговик»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте,
Там снеговика лепили (махи руками,
А потом с горы катились (волнообразные движения руками,
Веселились и резвились (прыжки).
В Леру кинули снежком (произвольные движения,
В Сашу кинули снежком,
В Машу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места!
Воспитатель: послушайте рассказ ещё раз, а потом с помощью картинок – подсказок перескажем его.
Для пересказа вызвать троих детей. Предложить им договориться, кто начнет рассказ, кто продолжит, кто закончит.
Заслушиваются рассказы детей, проводится сравнительная оценка ответов, в которой принимает участие вся группа.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Наоборот». Я буду называть слова, а те, кто правильно назовет противоположное, должен прикрепить снежинку к нашей елочке.
Зима – лето
Холодно – горячо
Мокрый - сухой
Большой – маленький
Хороший - плохой
Грустный – весёлый
Поздно - рано
Смеётся - плачет
Радостный — печальный
Трусливый — храбрый
Вредный — полезный
Добрый — злой.
Рефлексия
- О чем мы с вами сегодня говорили?
- Какой новый рассказ мы с вами прочитали?
- Кто его написал?
- Что вам запомнилось на нашем занятии?
Самоанализ занятия по развитию речи
Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Старшая группа
Программное содержание:
• Формировать представления детей о зиме и снежных забавах;
• Учить пересказывать художественное произведение близко к тексту с помощью мнемотаблицы;
• Развивать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию полными ответами, запоминать текст;
• Воспитывать у детей доброжелательность и отзывчивость, умение сопереживать героям.
Задачи:
-связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя;
-словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть;
-звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.
На предшествующих занятиях была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение художественной литературы (Н. Носов «На горке», И. Суриков «Зима», рассматривание иллюстраций из книг, рассматривание картин из серии «Зима», «Зимние забавы»; наблюдения на прогулке, рассказы детей из личного опыта, разучивание стихов о временах года, о явлениях природы.
Занятие было насыщенно по содержанию, в ходе занятия я использовала разнообразные формы работы: индивидуальную, фронтальную, работу в парах. Также использовала следующие методы и приемы: чтение, показ презентации с помощью мультимедийной установки, беседа, анализ рассказа и пересказов детей.
При помощи стихотворения И. Сурикова «Зима» создала торжественную атмосферу, заинтересовала детей предстоящим занятием. Я старалась осуществить плавный переход от презентации к умению детей подбирать подходящие по смыслу определения, тем самым активизировала новые прилагательные в речи детей. После просмотра презентации уделила внимание гимнастики для глаз «Снежинка», что способствовало снятию напряжения во время занятия.
Познакомила детей с портретом писательницы. Чтение рассказа «Про снежный колобок» Н. Калининой разобрали с помощью вопросов по тексту. Я добивалась индивидуальных полных ответов, старалась, чтобы дети использовали больше прилагательных в своем словаре. Для снятия усталости была проведена ещё одна физминутка.
При подготовке к пересказу текст ещё раз повторила. Пересказывали дети текст с опорой на мнемотаблицы, что способствовало более точному пересказу.
Закончила занятие игрой «Наоборот». В ходе игры названные слова были изменены на противоположные. Это также способствовало развитию активного словаря детей
На данном занятии поставленные задачи были выполнены. Дети отвечали на мои вопросы активно, рассказ «Про снежный колобок» был усвоен детьми. У детей закрепилось понятие о времени года, о явлениях, связанных с этим временем.